Лао-цзы  (VI-V вв. до н. э.) 老子 Эпоха Чжоу, Период Чуньцю (Весны и Осени)

道德經 第十九章 (絕聖棄智) 19. "Отказаться от божественного. Отбросить мудрость..."

Отказаться от божественного. Отбросить мудрость.

Это будет в сто раз лучше и полезнее народу.

Отказаться от принципов гуманизма и долга, тогда народ

возвратится к сыновней почтительности и родительской доброте.

Отказаться от искусных средств и отбросить мудрость,

тогда не будет воров и бандитов.

Эти три являются письменностью, поэтому недостаточны.

Поэтому увидьте простоту и станьте простыми.

Меньше думайте и уменьшайте желания.

Комментарий мастера Ханшань Дэцина (憨山德清, 1546 - 1623)

Эта глава продолжает мысль предыдущей главы о том, что нельзя применять мудрость, и что она недостаточна для регулирования Поднебесной. Но святые древности среднего периода учредили эталоны, методы, принципы гуманизма и долга для блага народа. Это называется мудростью святых. Но кто мог знать, что народ в соответствии с введенными методами и законами становится хитрым. Я скромно считаю, что все эти эталоны, методы и принципы гуманизма и долга являются причиной беспорядка. Если мы хотим восстановить порядок древности, нужно все отбросить и править с помощью недеяния. Тогда Поднебесная сама придет в порядок. Мудрость святых изначально стремится к пользе для народа. Я по своему скромному мнению считаю ее причиной беспорядков и путаницы. Если ее отбросить и не применять, то народ успокоится и будет радоваться своей деятельности. Это будет во сто крат полезнее. Кроме того, гуманизм и долг проповедуются для тех, кто не соблюдает сыновней почтительности и родительской доброты. Если же мы их отбросим, то сможет возродиться естественная сыновняя почтительность и доброта, изначально заложенные в Природе человека. Это то, что Чжуан-Цзы называл гуманизмом тигра и волка. В значении того, что в природе тигра и волка также заложены сыновняя почтительность и родительская доброта. Не требуется здесь воспитания для проявления этих качеств. Кроме того, человек является душой всех вещей. А мудрость и искусные методы направлены на успокоение Поднебесной. Я же считаю их причиной воровства и преступности. Если мы их отбросим (мудрость и искусные методы), то не будет воров и бандитов. Мудрость святых, гуманизм, долг, искусные методы не являются простотой. Они украшают письменностью Поднебесную. Если мы их сейчас отбросим, то в плане письменности будет недостаток. Но в плане простоты будет избыток. Поскольку люди не знают Дао (Путь) простоты и целостности, поэтому стремятся к внешним объектам. Поэтому у них много мыслей и желаний. Если мы сегодня отбросим пустые украшения и возьмем то, что реально, тогда люди направят свои устремления к Дао простоты. Если каждый человек увидит простоту и станет простым, то он естественным образом будет меньше думать и уменьшит желания. Если понять эту истину Лао-Цзы и добавить к этому комментарий Чжуан-Цзы из раздела "Копыта лошади" и "Взламывание сундука", то естественно это будет сверхдостаточным.

Другие переводы