Лао-цзы  (VI-V вв. до н. э.) 老子 Эпоха Чжоу, Период Чуньцю (Весны и Осени)

Небо и земля вечны.
Причина того, что небо и земля вечны, заклю­чается в том, что они существуют не для самих себя.
Вот почему они вечны.
Святой муж заботится о себе после других, поэтому он легко достигает безопасности.
Он оставляет свое тело без всякой заботы, поэтому он будет жить долго.
Кто не заботится о себе, тот весьма удачно совершит и свое личное дело.

 

 

Примечания

"Причина того, что небо и земля вечны, заключается в том, что они существуют не для самих себя" — Лао-Си признает временное существование вселенной. Вселенная не вечна. «Ни небо, ни земля, — говорит он, вечно существовать не могут". Мир существует только благодаря Тао: в Тао — причина долгого существования мира, однако Тао, образовавший мир, сделал это не для него самого. "Процветающая вещь легко стареет", — говорит Лао-Си о мире. См. главы XXIII и LV.

"Он (т. е. святой муж) оставляет свое тело..." По переводу проф. Васильева этот и следующий афоризмы читаются так: "Когда святой муж небрежет о своем теле, то его тело выступает вперед, и он может достигнуть долголетия. Когда он не думает о собственной пользе, то может совершить собственную пользу" (стр. 78).