Лао-цзы  (VI-V вв. до н. э.) 老子 Эпоха Чжоу, Период Чуньцю (Весны и Осени)

道德經 第三十六章 (將欲歙之 必固張之) 36. "Если хочешь что-либо сжать, вначале растяни его..."

Если хочешь что-либо сжать, вначале растяни его.

Если хочешь что-либо ослабить, вначале усиль его.

Если хочешь что-либо разрушить,

вначале позволь обрести ему процветание.

Если хочешь отнять что-либо, вначале дай.

Это называется тонким просветлением (мудростью).

Мягкость и слабость побеждают твердость и силу.

Рыбу нельзя вытаскивать из глубины.

Острые (эффективные) инструменты (политики) государства

нельзя показывать людям.

Комментарий мастера Ханшань Дэцина (憨山德清, 1546 - 1623)

Здесь говорится о естественном ходе развития вещей, который людям трудно увидеть. Здесь преподаётся истина о том, что люди должны пребывать в мягкости и слабости. Вещи в Поднебесной, достигнув в чём-то предела, превращаются в свою противополож- ность. Например, солнце перед тем, как зайти, неизбежно будет ярко светить. Луна перед тем, как пойти на убыль, неизбежно ста- новится полной. Светильник перед тем, как затухнуть, неизбежно будет ярко гореть. Это всё естественный ход развития вещей. Поэ- тому хоть вещь и растянута, но это признак её скорого сжатия. Хоть вещь и сильна, это зарождение ее слабости. Поэтому процветание есть средство разрушения. Отдача - предвестник отнятия. Это принципы естественного развития природных явлений и человече- ских дел. Однако люди не могут постигнуть суть явлений, с которы- ми встречаются. Поэтому это называется тонким просветлением. Это есть смысл того, что называется «мягкость и слабость побежда- ют твёрдость и силу». Например, глубина — это благоприятное ме- сто для рыбы. Она должна плавать под водой и её нельзя вытаски- вать из глубины. Если её вытащить, то она будет беспомощной. Мягкость и слабость — острые инструменты государства. Поэтому император должен соблюдать уважение (приличия) и пребывать в молчании. Нельзя показывать их людям. Если показать их людям, обретёшь врагов и навлечёшь на себя оскорбления. Поэтому это (раскрытие инструментов политики) не даёт выгоды. Это называ- ется тонким просветлением. Миряне, читающие эту главу, скажут, что Лао-Цзы здесь использует мудрость и смекалку, но это не так. Это наблюдения Лао-Цзы Дао Неба и его следование Небу на прак- тике и это не мудрость и смекалка.

Другие переводы