Лао-цзы  (VI-V вв. до н. э.) 老子 Эпоха Чжоу, Период Чуньцю (Весны и Осени)

道德經 第三十五章 (執大象 天下往) 35. "Если придерживаться великого Образа (Дао)..."

Если придерживаться великого Образа (Дао),

то вся Поднебесная направится к тебе.

Хоть и направится, но ей не будет от этого вреда, а будет польза.

Она обретет покой, гармонию и процветание.

Музыка и изысканная еда заставляют остановиться прохожего.

А Дао, Оно не имеет вкуса.

Когда смотришь на Него, его трудно увидеть.

Когда слушаешь Его, Его трудно услышать.

Но когда Его используешь, Оно неисчерпаемо.

Комментарий мастера Ханшань Дэцина (憨山德清, 1546 - 1623)

Здесь проясняется смысл, недосказанный в предыдущих главах. Не имеющее облика назовём великим Обликом. Великий Облик не имеет формы, но Он может проникнуть во все формы. Все, име- ющие форму, находят в нём прибежище. Святой человек придер- живается «отсутствия я», чтобы управлять Поднебесной. Поэтому нет никого в Поднебесной, кто бы не направился к Нему, поскольку Оно с вещами (и людьми) представляет единую сущность. Все вещи опираются на Него и рождаются. Поэтому они все направляются к Нему и все обретают пользу. Поэтому и говорится: «Направится к ней и не будет от этого вреда». Кто забывает о вещах, о том забывают вещи. Поэтому каждая вещь обретает своё место и покой. Вещи забывают друг о друге и не соперничают. Поэтому везде наступает гармония. Везде теп- ло как весной, поэтому всё процветает. Это то, что называется «все вещи покоряются, Небо и Земля сливаются, народ пребывает в мире». Поэтому «святой человек никогда не считает себя великим и поэтому может стать великим». Музыка, воспринимаемая ухом и вкусная еда, ощущаемая язы- ком, имеют вкус, поэтому к ним можно испытывать желание. Если их (музыку и еду) организовать (разместить) на дороге, то даже про- хожий остановится. Но хоть он и временно остановится, он остано- вится ненадолго. Поскольку в использовании еда кончается, поэтому она невечная. А Дао оно пресное и не имеет вкуса и к нему не по- является желание как к слышимой ухом музыке и ощущаемой ртом еде. Когда смотришь на Него, Его трудно увидеть, когда слушаешь Его, Его трудно услышать. Поэтому Дао можно назвать малень- ким. Но Его сущность истинна и вечна. Поэтому, используя Его, Его не исчерпать. Поэтому Его можно назвать великим. Это образное сравнение великого Образа. Такое сравнение да- ётся для того, чтобы показать, что если император будет придер- живаться великого Образа, чтобы управлять Поднебесной, будет бесстрастным и пребывать в недеянии, то хотя у него не будет форм и звуков, чтобы порадовать уши и глаза Поднебесной, не будет вы- годы, чтобы порадовать сердца Поднебесной, но Поднебесная на- правится к нему и будет его продвигать (руководителем) и никогда не будет испытывать к нему отвращение. Это то, что называется «все вещи идут к нему как к прибежищу, но Оно не считает себя их Хозяином, поэтому Оно называется великим» Таким образом ис- пользуя Его, разве можно Его исчерпать?

Другие переводы