Троесловие  (1250?) 三字经 Династия Сун, Династия Южная Сун

第四句 (竇燕山) 4. "Дэу-янь-шань представляет в себе образец благочиния..."

Дэу-янь-шань представляет в себе

Образец благочиния.

Пять сыновей воспитанные

Им учинились славными.

 

Примечания Н. Я. Бичурин (о. Иакинфа)

Дэу-янь-шань представляет в себе образец благочини - учение родительское должно быть основано на строгости. Родители обязаны наставлять правильно и непренебрегать сим. В новейшия времена в числе отцовъ, приобретших славу строгим воспитанием сыновей, знаменитейший есть Дэу-юй-цзюнь. Он родом из ю-чжеу ( Пекин); и как место cиe принадле­жало Княжеству Янь [Нынешняя Пекинская область в древности составляло княжество Янь, в котором Пекин был главным городом], т о и прозван Янь-шань. По его наставлениям обряды ( т. е. правила учтивости ) в доме точнее выполнялись, нежели при дворе; осторожность внутри и вне строже соблюдалась, нежели во внушренности дворца. Отец обязан на­ставлять сыновей в большем страхе, нежели общественные учители. Ши-цо в примечаниях ученаго Цзо-шы говорит: естьли любишь детей, то научай благонравию и удаляй от разврата. Учение, каковое дал Дэу-янь-шань, можно почесть образцем благочиния.

Пять сыновей воспитанные им учинились славными - пять сыновей у Янь-шань были: Дэу-и, Дэу-янь, Дэу-пхань, Дэу-чень и Дэу-си. В начале Династии Сун они все занимали важные места в государственной службе. С неизменною строгостию продолжали домоправительство отца своего, и потомки их были знамениты. Все сие есть последствие строгаго родительскаго наставления и руководства.