Троесловие (1250?) 三字经

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениСань цзы цзин (Троесловный канон)三字经

Династия Сун, Династия Южная Сун

 

ТРОЕСЛОВИЕ (1250?)

"Сань цзы цзин" - 三字, "Троесловный канон"/"Троесловие" - приписываемое Ван Инлиню (1223-1296) и созданное в форме классического канона (цзин), неоконфуцианское пропедевтическое произведение энциклопедического содержания (по определению А. Л. Леонтьева/Леонтиева [1716-1786] - "букварь китаистики", Н. Я. Бичурина/Иакинфа - "краткая детская энциклопедия"), в традиционной культуре наряду с "Цянь цзы вэнь"("Тысячесловный текст"/"Тысячесловник") и "Бай цзя син" ("Фамилии ста семей"/"Все фамилии") образовавшее нормативную триаду учебных текстов "Сань бай цянь" ("Три, Сто, Тысяча") и ставшее частью "квинтэссенции китаистики / национальной науки (госюэ)". С него начиналось обучение в школе, его учили наизусть в первую очередь, еще до обращения к древним текстам "Сань бай цянь" и "Четверокнижию" ("Сы шу"). Сообщаемые в нем философские, исторические, педагогические, филолологические и т. д. сведения были сжаты в объеме 1068 (с названием - 1071) иероглифов. Впоследствии при каждой новой династии его исторический раздел несколько пополнялся, и ныне весь текст состоит из 1152 (1155) знаков. В республиканский период, в 1928 г. он был отредактирован Чжан Бинлинем, после 1949 г. в КНР предан забвению как феодальный пережиток, а на Тайване продолжал считаться высочайшим национальным достоянием. Вероятными авторами "Сань цзы цзина" считались также Оу Шицзы (конец эпохи Сун, XIII в., P. Pelliot), Оу Ши и Ли Чжэнь (оба жили при первом императоре Мин в конце XIV в., M. E. Hauer), Лян Иншэн (эпоха Мин, конец XIV - середина XVII в., H. A. Giles). Однако, как показал П. Пельо (1926), основной текст был составлен ранее эпохи Мин, скорее всего при династии Сун; указанные предполагаемые авторы могли дополнить его новыми историческими сведениями, а самый поздний из них, Лян Иншэн, всего лишь проиллюстрировал его издание.

Следуя общей неоконфуцианской установке, "Сань цзы цзин" начинается с тезиса Мэн-цзы об изначальной доброте (шань) человеческой природы (син). Далее разными способами, в т.ч. цитированием "Лунь юя" ("Теоретические речи") Конфуция и канона "Цзо чжуань" ("Предание Цзо"), ссылками на легендарные и исторические прецеденты: переданный Лю Сяном эпизод из биографии Мэнцзы и должно-справедливое (и фан) воспитание в эпоху Сун Доу Яньшанем/Юйцзюнем пяти сыновей, доказывается нужность учения: "без обучения [изначально добрая] природа изменяется …не выучившийся ребенок ни к чему не пригоден". Затем конкретизируется содержимое изучаемого: от натурфилософии и арифметики до этики и истории. Заканчивается текст традиционным для конфуцианства антимеркантилистским превознесением постижения канонов над накоплением золота.

В соответствии с заглавием каждая строка "Троесловного канона" состоит из трех иероглифов. Четыре строки образуют строфу. Таких строф первоначально было 89, а к новому времени стало 96 (как и основополагающее "3", это важные нумерологические числа). Нумерологическая символика в "Сань цзы цзине" представлена в изобилии, поскольку он весь построен на классификационизме и нумерологическом "учении о символах и числах" (сяншучжи-сюэ). Более того, число в нем философски осмыслено как существеннейший мирообразующий фактор: "называемые водой, огнем, деревом, металлом, почвой - это пять элементов (у син), коренящиеся в числе". Таким образом, "Сань цзы цзин" является каноном не только по форме, но и по содержанию. В XVII-XVIII в. он был переведен на маньчжурский и монгольский языки, в XVIII-XX в. - на русский (А. Л. Леонтьев/Леонтиев, 1779; Н. Я. Бичурин/Иакинф, 1829; см. т. 2), английский (R. Morrison, 1812; J. G. Bridgman, 1835; S.C. Malan, Hung Hsiu-ch'üan, 1856; S. Julien, 1864; H.A. Giles, 1873/1910; S. T. Phen, 1989; F.A. Bischoff, 2005), нем. (C. F. Neumann, 1836; E. Hauer, 1924), латынь (S. Julien, 1864; A. Zottoli, 1879), французский (S. Julien, 1872; D`Hervey de Saint Denis, 1873; G. Pauthier, 1873; A. Zottoli, 1879; A. des Michels, 1882; F.A. Turrettini, 1892-94) и итальянский (E. Teza, 1880).

Тогда же, в эпоху Цин началось специализированное использование эффективной формы "Сань цзы цзина". Выдающийся популяризатор медицины, обладатель второй ученой степени цзюй жэнь и начальник уезда Вэй столичного округа Чжили, Чэнь Няньцзу (Чэнь Сююань, 1753-1823) создал "И сюэ сань цзы цзин" ("Троесловный канон врачебной науки"). Около 1852 г. тайпины издали свой христианизированный "Сань цзы цзин", написанный, по-видимому, одним из их вождей Лу Сяньба (Лу Сяньда, 1816-?). Уже при республике, в 1918 г. Чжао Куйи, вместе с младшим братом Чжао Бичэнем основавший даосско-буддийскую школу сяньтяньпай (преднебесное/априорное течение), создал "Сань цзы фа цзюэ цзин" ("Троесловный канон законов/дхарм и секретов"). Вступление КНР в период реформ ознаменовалось возвращением к национальным духовным ценностям и, в частности, публикацией в 1986 г. в Чанша "Сань цзы цзина". В конце XX - начале XXI в. сначала на Тайване, а затем и в материковом Китае возникла мода на его активное и традиционалистское использование в обучении дошкольников и первоклассников (заучивание наизусть с коллективным ритмическим декламированием, напоминающим религиозную рецитацию), что уже в 2005 г. сделало этот неоконфуцианский канон главным учебником в начальных школах Циндао. Постепенно идеологическая реабилитация и педагогическая мода, схожая с популярностью "И сюэ сань цзы цзина" в конце 1950-х - начале 1960-х, переросли в более широкое культурное явление. В 1990 г. в Хэфэе Шэн Ликэ опубликовал посвященный описанию отечественной истории (в трех частях - древней, новой и современной) и примерно в шесть раз больший оригинала "Цзуйсинь Чжунго лиши сань цзы цзин" ("Новейший троесловный канон китайской истории"). В 1995 г. модернизированный "Сань цзы цзин" увидел свет в Гуанчжоу/Кантоне. Стали множиться подражания "Сань цзы цзину", касающиеся любых злободневных проблем, что, как и его возрождение в образовательной сфере, свидетельствует о возвращении к нему роли важнейшей культурной парадигмы.

Источник: Синология.ру