Троесловие  (1250?) 三字经 Династия Сун, Династия Южная Сун

第十六句 (曰南北) 16. "Юг и север, запад и восток..."

Примечания Н. Я. Бичурина (о. Иакинфа)

Здесь говорится о положении четырех стран света: (сы-фан). Пень прямо-восточной страны находится в Цзя-и; ея Ди есть Тхай-хао; ея Дух есть Гэу-ман; главная сила в дереве; из пяти добродетелей соответствует человеколюбию. Пень прямоюжной страны в Бин-дин; ея Ди есть Янь-ди; ея дух есть Чжу-юн; главная сила в огне; из пяти добродетелей соответствует обряду. Пень прямозападной страны в Гын-син; ея Ди есть Цзин-тьхянь; ея дух есть Нэу-шэу; главная сила в металле; из пяти добродетелей соответствует справедливости. Пень прямосеверной страны в Жинь-гуй; ея Ди есть Чжуань-юй; ея дух есть Юань-шэн; главная сила в воде; соответствует знанию. Пень дворца, в самом средоточии лежащаго, находится в Сюй-и; его Ди есть Хуан-ди, его Дух есть Гэу-лун; главная сила в земле; соответствует верности, и господствует во все четыре времена года. Весною, летом, осенью и зимою каждая из четырех стран имеет свою должность по отношению ко времени. Одна земля, находясь в средоточии, действует (непрерывно) в соответствии четырем странам света (т. е. четырем временам).

Примечание.

Тхай-xаo, Янь-Ди, Цзин-тьхянь, Чжуань-юй, и Хуан-ди суть Императоры царсшвовавшие до Яо. Txaй-хаo по прозванию Шень -нун; Цзин-тьхянь по имени Шao-xаo; Чжуань-юй по прозваннию Гао-ян; Хуан-ди по прозванию Ю-сюн. Ди значит: повелитель, Император. Геу-ман, Чжу-юн, Нэу-шэу, Юань-шэн н Гэу-лун были мини­страми при Чжуань-юй, предпоследнем Государе пред Яо. Гэу-ман, Нэу-шэу и Юань-шэн были сыновья Госу­даря Шао-xаo. Гэу-лун сын Государя Янь-ди, а Чжу-юн внук Государя Чжуань-юй. Сии министры в последующия времена признаны Духами или Божествами земли и четы­рех стран. Фу-си, Шень-нун и Хуан-ди имеют общий храм, а пяти духам, как Божествам стран света, приносят жертвы в поле. [Жертвы им приносятся от правительства, не от народа, который не имеет права покланяться помянутым Божествам.]