Троесловие  (1250?) 三字经 Династия Сун, Династия Южная Сун

第十二句 (一而十) Строфа Двенадцатая. "От единицы доходим до десяти..."

От единицы доходим до десяти,

От десяти до ста.

От ста доходим до тысячи,

От тысячи до тьмы.

Строфа Двенадцатая. Толкование

Учиться надо постепенно, от одного до десяти; десятки складываются в сотню, десять сотен превращаются в тысячу, десять тысяч становятся ванем [Китайское числительное "вань" - десять тысяч.].

Строфа Двенадцатая. Поясняющая история

Перевод: Ма Хайпэн, Пэн Сюэ, Цяо Жуйлин

 

История о Вань Байцяне

Давным-давно жил один богач, и был у него единственный сын, любимый до крайности. Этот мальчик рос высокомерным и считал, что во всем разбирается. Богач был темным, неученым человеком, не мог признать и нескольких известных иероглифов, поэтому надеялся, что сын сможет стать образованным. Как только мальчик достиг школьного возраста, отец отправил его в самую лучшую школу.

Все вокруг для сына богача было новым, он был очень активен в учебе и с самого раннего утра с бумагой и кистью ждал в школе начала уроков. Преподавал там серьезный учитель: все, что он делал и говорил, было слаженно и четко. Но этот заносчивый ученик высмеивал его за педантичность.

В первый день учитель обучал сына богача написанию иероглифов и начал с основного: иероглифа "единица" в виде горизонтальной черты. Учитель тщательно объяснял значение этого иероглифа, как его писать, как правильно держать кисть. Сын богача послушал-послушал - и ему это очень надоело. Он подумал: "Разве это не просто-напросто горизонтальная черта? Кто не сумеет ее провести? Раз объяснил - я тут же и смог! Вот ведь глупый старик!"

Дома богач спросил сына:

- Дорогое мое дитя, что сегодня преподавал тебе учитель, чему ты научился?

Сын весьма самодовольно ответил:

- Отец, я давно все умел, это очень легко.

Богач был очень рад, он снова и снова хвалил мальчика:

- Мой сын! Вот умен так умен!

Мальчик же, сходив еще на три занятия, прибежал домой и возбужденно прокричал:

- Отец, учитель больше не нужен, я все умею!

Как же так? Знания так необъятны, так многогранны, разве может ребенок, только три раза сходивший в школу, говорить, что все умеет и знает? Оказывается, почтенный учитель на второй день учил его, как писать иероглиф "двойка", состоящий из двух горизонтальных линий, а на третий - иероглиф "тройка", состоящий из трех горизонтальных линий. Мальчик решил, что все науки в мире ограничиваются этим, и посчитал, что уже овладел законами китайской письменности.

Однако ничего не понимающий неграмотный богач все еще думал, что его сын - гений. Как раз тогда он решил пригласить в гости человека по имени Вань Байцянь. Обычно, чтобы написать приглашение, ему приходилось просить других, но сейчас он обратился к сыну.

- Это не так-то просто! - сказал мальчик. - Ладно, давай, я напишу.

Он пошел в кабинет и принялся за дело. Прошло утро, прошел обед, наступил вечер, а он все еще не выходил из кабинета. Отец очень волновался, почему приглашение нужно писать так долго?

Он не выдержал и пошел взглянуть на сына. Открыв дверь кабинета, он испугался: по комнате было разложено множество листов бумаги, а сын, весь в поту рисовал на них горизонтальные линии!

Он, увидев отца, пожаловался:

- Отец, черт бы побрал этого человека! Все имена ему плохи, и вот обязательно надо было назваться Вань Байцянь [Это имя состоит из трех иероглифов-числительных: "десять тысяч", "сотня" и "тысяча".]! Я с самого утра сижу - и до сих пор еще не нарисовал десять тысяч линий, даже его фамилию еще не дописал!