Троесловие  (1250?) 三字经 Династия Сун, Династия Южная Сун

第十四句 (三綱者) Строфа Четырнадцатая. "Три находятся связи..."

Три находятся связи:

Справедливость между государем и чинами;

Любовь между отцом и сыном;

Покорность между мужем и женою.

Строфа Четырнадцатая. Толкование

"Три устоя" - это три нормы поведения, которых нужно при­держиваться в межличностном общении, а именно: слова и дела между государем и подданными должны соответство­вать принципу справедливости; родители и дети должны лю­бить друг друга и быть друг к другу добры; муж и жена долж­ны жить в мире и согласии.

Строфа Четырнадцатая. Поясняющая история

Перевод: Ма Хайпэн, Пэн Сюэ, Цяо Жуйлин

 

Ханьский Вэнь-Ди ухаживает за матерью

Во время правления двух императоров династии Западная Хань (206 г. до н.э. - 25 г. н.э.) - Вэнь-ди и Цзин-ди - государ­ство процветало, народ жил в мире и спокойствии.

Потеряв мать, Хуан Сян стал еще больше ценить участие и любовь отца. Он говорил себе, что нужно изо всех сил ста­раться, чтобы отец был счастлив. Поэтому Хуан Сян был пони­мающим мальчиком: он не только добросовестно учился, но и всегда заботился об отце.

Ханьскому Вэнь-ди (Лю Хэну), до того как он унаследовал императорский трон, была пожалована должность правите­ля удела Дай. Он проявлял усердие в государственных делах, был приветлив и великодушен к людям, пользовался народ­ной любовью. Он был особенно почтителен к матери. Каждое утро и вечер Лю Хэн справлялся о ее здоровье, проявлял заботу о ее повседневной жизни; погружаясь в государственные дела, не забывал выделить время, чтобы побыть с ней, порадовать старую женщину.

После свержения клана императрицы Люй [Люй-хоу - жена Лю Бана (император Гао-цзу, 202-195 г. до н. э.), основателя династии Хань. После его смерти она захватила власть и правила от имени наследника, своего сына Сяохуй-ди. Когда же скончался и он, императрица смогла возвести на престол угод­ного ей человека. В этот период не прекращалась явная и тайная борьба между ее род­ственниками, пришедшими к власти, и представителями других кланов.] власть в Под­небесной вновь перешла к сыновьям фамилии Лю. Лю Хэн заслужил всеобщее уважение и вступил на престол. Став им­ператором, он был больше занят государственными делами, но ничуть не менее заботливо и внимательно ухаживал за ма­терью Бо-тайхоу. По мере того как мать старела, ханьский Вэнь-ди еще больше ценил время, ко­торое проводил с ней вместе.

В тот год Бо-тайхоу заболела очень серьезно, чем сильно ис­пугала Вэнь-ди. Он лично ухажи­вал за ней, сутками не оставлял ее. Иногда даже не менял одежду, всю ночь сидел у кровати Бо-тайхоу и присматривал за ней.

Для лечения Бо-тайхоу Вэнь-ди вызвал известного в Китае врача, сам погрузился в сосредоточенное изучение методов лечения, даже смог освоить концентрации и дозы лекарств. Каждый день служанки приносили лечебные отвары, кото­рые готовили придворные лекари, и Вэнь-ди не давал другим к ним притронуться, он брал ложку и пробовал лекарство, что­бы проверить точность концентрации и верность приготовле­ния. Если лекарство было сварено верно, он дул на него, чтобы остудить, и лишь затем давал матери.

Бо-тайхоу проболела три года, и за это время ханьский Вэнь- ди исхудал. Он ослаб не только потому, что круглые сутки забо­тился о матери, но и потому, что постоянно за нее переживал. В конце концов сыновняя любовь Вэнь-ди растрогала Небо, и Бо-тайхоу поправилась. Вэнь-ди возрадовался и с этого вре­мени уделял здоровью матери еще больше внимания.

Ханьский император Вэнь-ди любил не только свою мать, он также очень хорошо относился к чиновникам и простому народу. Он искренне сочувствовал своим подданным, перено­сившим тяготы непрерывной войны в течение нескольких лет, поэтому избрал политику отдыха и накопления сил. Вэнь-ди уделял большое внимание сельскому хозяйству; уменьшил на­логи и пошлины, дал возможность народу жить безмятежной счастливой жизнью. Его поступки и идеи управления государ­ством также оказали чрезвычайно глубокое влияние на его преемника Цзин-ди, и так в истории Китая появился прослав­ленный период "правления Вэнь-ди и Цзин-ди" [Вэнь-ди правил в 179-156 г. до н. э.; Цзин-ди - в 156-140 г. до н. э.].