Троесловие  (1250?) 三字经 Династия Сун, Династия Южная Сун

Перевод: Галенович Ю.М.

第六十句 (古九流) Строка 60 ("Большая часть существовавших в древности...")

Большая часть существовавших в древности

девяти течений не оставила следов.

Но пять из них помогают нам

совершенствоваться в познании сути написанного.

Пояснение

В древности существовали 9 направлений мысли классиков: (1) жу-цзя, или школа конфуцианцев, (2) дао-цзя, или школа даосов, (3) инь ян-цзя, или школа натурфилософов, (4) фа-цзя, или легизм, (5) мин-цзя, или номиналисты, (6) мо-цзя, или школа Мо, (7) цзун-цзя, или школа продольно-вертикальных политических связей, а также хэн-изя, или школа поперечно-горизонтальных политических связей, (8) цза-цзя, или школа эклектиков, (9) нун-цзя, или школа аграриев. В древности большая часть ‘сочинений, которые принадлежат к упомянутым 9 школам, уже утрачены. Однако мы имеем возможность обратиться к произведениям пяти из них для совершенствования в области культуры и литературы.

Поясняющая история

О том, как Цзэн-цзы играл и пел, превозмогая боль

Цзэн-цзы был учеником Кун-цзы, а также одним из тех ста классиков, о которых уже шла речь. Отец Цзэн-цзы любил люфа (сорт дыни) и выращивал много этих дынь. И вот однажды Цзэн-цзы пропалывал грядки. Вдруг увидел змею, ударил ее мотыгой и убил. Но при этом перерубил и плеть люфа. Отец Цзэн-цзы, не разобравшись, ударил сына, да так сильно, что рот наполнился кровью. Увидев это, отец пожалел о случившемся. Но Цзэн-цзы притворился, что все в порядке. Он стал играть и петь, надеясь, что отец перестанет переживать и убиваться.