Перевод: Конрад Н.И.

Из цикла: 原道 "О пути"

原道 其三 (周道衰 孔子沒) 3. "Путь Чжоу пал. Конфуция не стало..."

Путь Чжоу пал1. Конфуция не стало. Во время Цинь запылал огонь2. При Хань царили Хуан-ди и Лао-цзы3. Во времена Цзинь, Сун, Ци, Лян, Вэй и Суй царил Будда4 . Те, кто говорил о пути, достоянии, человеческом и должном, если не шли к Ян Чжу, шли к Мо Ди5; если не шли к Мо Ди, шли к Лао-цзы; если не шли к Лао-цзы, шли к Будде. Но тот, кто шел к ним, тем самым уходил от нас. Для идущих к ним они становились господами; для уходящих от нас мы становились рабами. Шедшие к ним присоединялись к ним, уходящие от нас отвращались от нас.

О люди последующих времен! Если бы они и хотели услышать учение о человеческом и должном, о пути и достоянии, за кем было пойти им, у кого спросить?

Примечания

1 Речь идет о судьбе древнего Чжоуского царства, в VIII в. до н. э. распавшегося на отдельные государства и сохранившегося лишь в качестве одного из этих государств, притом наименее значительного.

2 При объединении в 221 г. до и. э. страны в одном государстве-империи, во главе которой стала династия правителей царства Цинь, покорившего своей власти прочие государства древнего Китая, учение Конфуция и его учеников подверглось гонению и конфуцианские книги сжигались. Выражение "циньский огонь" в конфуцианской литературе стало обозначением этого сожжения.

3 Во время правления Ханьской династии, сменившей в 206 г. до н. э. на престоле империи прежнюю Циньскую, наибольшее распространение в Китае получил даосизм, в своей религиозной форме восходящий к древним шаманским верованиям, в своей же философской форме - к учению Лао-цзы, считавшемуся современником Конфуция. Учение же Лао-цзы - личности, овеянной легендами, - возводилось последователями Лао-цзы к совершенно легендарному Хуан-ди, древней традицией считавшемуся одним из древнейших правителей Китая.

4Цзинь - название династии, при которой после падения Ханьской империи и последующего распада Китая на три царства было восстановлено в 265 г. н. э. государственное единство Китая. Сун, Ци, Лян - названия династий, сменивших друг друга на престоле южного китайского государства после распада Китая в 316 г. на две части - южную и северную, отошедшую под власть кочевников.

Вэй - название государства, образовавшегося в северной части страны.

Суй - название династии, пришедшей к власти в северном государстве, при которой в конце VI в. произошло новое объединение Китая в одной империи.

Время распада Китая на два государства, о котором тут идет речь, т. е. IV-VI вв. - эпоха распространения буддизма в Китае.

5 Ян Чжу (395-335) и Мо Ди (478-397) - мыслители эпохи распада древнего Китая на отдельные государетва (VIII-III вв.). Первый считается проповедником доктрины эгоизма, второй - альтруизма.