Перевод: Голубев И.С.

"...В год Покоя Великого, после минувших невзгод..."

В год Покоя Великого, после минувших невзгод,

В теплый месяц, когда источают коричник и лотос густой аромат,

В день, когда безысходное горе вернулось в сознанье людей

Юй ничтожный, в красный Двор Наслаждений войдя,

Сто бутонов сорвал, мир овеявш их благоуханьем,

Шелк принес под названьем "Акулья как лед чешуя"

И воды зачерпнул у Беседки душ истых ручьев...

В чашу чаю налил, смешав его с чистой, с листьев клена

опавшей, росой...

 

...И хотя в этих действах значенья особого нет,

Он вложил в них глубокое чувство, сокровенную думу свою:

Пусть его приношенья дойдут до чертогов дворца в небесах,

Чтобы Белый Владыка деве, любящей лотосы, их передал...

 

Вот оно, поминанье его:

"...В тишине и безмолвии я подсчитал:

С той поры как прекрасная дева оказалась во власти

мирской суеты,

Десять лет миновало и шесть,

И уж канули в вечность догадки, откуда яви лась она,

Род ее и фамилия тоже забыты, и вспомнить их трудно сейчас.

Только мне, Баоюю, пять лет обитать довелось

Да еще восемь месяцев и целый час,

Там, где мы умывались, приводили в порядок себя,

Пили, ели... Смеясь, предавались веселью и играм...

 

Кто подумать бы мог, что взлетит высоко птица злобная чжэнь,

Что в коварных сетях в час недобрый окажется гордый орел?

Что зловоньем своим будет хвастаться чертополох,

А душистый цветок, орхидею, вырвут вон из земли?

А цветы — это неж ность и хрупкость сама.

И легко ль устоять им при буйных ветрах?

И не тягостно ль ивовой ветке,

Если ливень безжалостно бьет?

Ядовитые твари подвергли наветам ее,

Оттого и обрушился неизлечимый недуг:

Словно выцвели губы вишневые,

Лик, как персик румяный когда-то,

Стал унылым, болезненным,— словно в недуге увял...

Между тем из-за ширм, из-за пологов все лилась и лилас ь клевета,

Через окна и двери к ней тянулись терновник, репей,

ядовитые травы...

Да! Когда отовсюду лишь ненависть, лишь неприязнь, -

Разве можно от них избавленье найти?

Все на свете имеет предел: ты закончила жизнь на земле,

Чтобы стыд, униженья стряхнуть с непорочной души!

Затаенные в сердце, беспредельными были печаль,

Безутешная горечь и бремя жестоких обид...

Всем известно, что в женских покоях

Целомудренных, незаурядных

Ненавидят, и участь их с участью сходна Цзя И,

Что был сослан в Чанша, потому что в сужденьях был прям!

Воля, честность порой наказуется несправедливо,

Потому и отчаянье девы было глубже, чем боль

и досада почтенного Гуня,

Самовольно "священную землю решившего взять...

...Так пришлось ей одной много мук претерпеть!

А теперь кто проникнется жалостью к той, что ушла ,yi навсегда?

В небе, как облака над обителью вечных святых,

растворилась она,

И куда же теперь я направлюсь, чтоб найти хоть

единственный, ею оставленный след?

Я не в силах узнать, как добраться до Острова

нагромождений пещер,

Чтоб волшебное там отыскать благовонье, жизнь дающее вновь.

Нет возможности Море Восточное мне пересечь

и Пэнлая достичь,

Чтоб добыть эликсир, возвращаю щий жизнь...

Твои угольно-черные брови потерялись в тумане высот,

Все ж вчера взял я кисть и представил воочию их,

создавая портрет.

Твои кольца на пальцах словно белый неф рит и как

лед холодны,

И не знаю, найдется ли тот, кто б застывшие пальцы согрел?

На жаровне в сосуде все еще остается благовонный отвар,

А одежд моих полы все еще не просохли от пролитых слез...

 

Нет луаня, и зеркало с шумом разбито,

Не решаюсь шкатулку открыть Шэюэ –

Там расческа без зубьев, и в небо "дракон" улетел...

И поняв, что потеряны зубья расчески Таньюнь,

Я опять безутешно скорблю...

Твой "жемчужный цветок", обрамленный нефритом и золотом.

Выброшен был после смерти в густую траву,

Долго-долго лежали в грязи "изумрудные перья",

Но кто-то нашел их потом, подобрал и унес...

...Все ушли из чертогов Чжицяо.

В ночь, когда повстречались Пастух и Ткачиха, -

В ночь седьмую седьмой же луны,

Не при дется тебе снова в ушко иглы нить вставлять!..

Нить оборвана, селезень с уткой расстались навек,

Разве может кто-либо их новою нитью связать?

...А потом так случилось, что в пору осеннюю –

В пору Золота и полновластья Байди –

Я на ложе своем одиноком дремал, видя сны,

В опустевшем жилище никто не тревожил меня...

Там, за лестницей, где возвышался утун,

Проплывала луна, ио была так бледна и тускла!

И почувствовал я, как уходит из мира души аромат,

Как бледнеет и тает тень былой красоты!

Словно слышал: под шелковым грустным шатром,

Там, где лотос прекрасный приют свой нашел,

Все слабее, слабее ты дышишь...

Вздох... Еще... И прервалось дыханье твое. Тишина.

Мир я взором окинул: повсюду увядшие травы,

Но ведь их увяданье не может заставить тростник и камыш

Буйный рост прекратить!

И мне кажется,— звукам и скорби объята земля,

Заунывными, как нескончаемый стрекот сверчков,

Ночью выпала капля за каплей роса,

Окропив на ступенях зеленеющий мох.

Стук не слышен вальков - дождь пошел:

Дождь осенний по стенам, смоковницей густо поросшим,

Бьет и флейты напевы из ближних дворов заглушает,

А в ушах все звучит и звучит незабвенное имя твое!

И его повторяет, тебя призывая , взлетев на карниз, попугай.

В дни, когда твоя жизнь догорала, стала сохнуть айва,

что растет у перил,

Вспоминаю, как в прошлом мы в прятки играли –

ты за ширмой скрывалась,

А сейчас я не слышу осторожных и мягких шагов...

Вспоминаю: мы также и в "бой на травинках" возле дома играли,

А сейчас те травинки ждут напрасно: тебе их уже не сорвать!

Шелк забыт и заброшен,— и некому больше одежду кроить,

Ленты порваны,— некому больше зажечь благовонья...

...Я вчера от отца получил порученье одно

И умчался в своей колеснице далеко-далеко,

Не успев попрощ аться с тобой...

А сегодня, вернувшись, невзи рая на то, что разгневаться

матушка может,

Я к могиле пришел, чтобы скорбное слово сказать...

Вскоре слух до меня докатился, что гроб с твоим телом сожгут!

О печаль! Не исполнится клятва погребенным быть

вместе с тобой,

Да и сон твой глубокий прервут, чтобы снова обрушить

беду на тебя...

О, как стыдно мне эти слова вспоминать, что тебе говорил:

"Пусть смешается прах — твой и мой!"

Поглядите: без устали западный ветер шумит возле

древнего храма,

Разгорае тся синее пламя, и нет ему меры,

Солнце скоро зайдет, все могилы давно одичали,

Кости белые из погребений разрыты, разбросаны, -

кто их сумеет собрать?

Вслушайтесь: только ореха и вязов услышите шум,

Лишь камыша и осоки тревожный и жалостный шелест...

И за туманами демонов всхлипы и плач обезьян...

Видя все это и слушая, можно понять, сколь глубокие чувства

Юного отрока сердце волнуют за плотно задернутой шторой,

Сколь непомерно прискорбна судьба юной девы,

засыпанной желтой землей!

Я, уподобясь Жунъаньскому князю, в жизни своей

Бирюзовый нефрит потерял,

Льются, льются горючие, жгучие слезы,

И, наверно, лишь западный ветер может ими себя увлажнить.

Кажется мне, что со мною случилось все то же,

Что и с Ши Чуном, который Люй Чжу уберечь не сумел,

Вот почему я горюю и скорбные чувства,

Только к холодной луне обратившись, решаюсь излить.

О! Это были поистине демонов злые интриги,

Столько несчастий сваливших на головы наши!

Разве возможно такое, чтоб завистью боги к нам,

смертным, прониклись?

Разве возможно, чтоб речь благородную раб обращал

к нам, болтливый язык распустив?

Если бы даже у женщин сердца по-шакальи жестокие вскрыли,

Я все равно затруднился б умерить в себе накопившийся гнев!

Пусть все это и так, пусть судьба у тебя незавидной была, -

Уваженье и чувства мои, обращенные только к тебе, глубоки!

И чтоб выход им дать, не могу удержаться от многих вопросов.

Ныне только узнал, что Верховный владыка Шан-ди

Повелел тебе в свите цветов во дворце состоять.

Ты при жизни была с орхидеей вдвоем,

После смерти Владыка тебя попросил быть хозяйкой у лотосов...

Понимаю, что могут служанки всего наболтать, -

В этом случае я ей поверил...

Ты спросишь меня: "Почему?"

Е Фашань попросил стихотворца Ли Юна

создать поминанье для могильной плиты...

Тот его сочинил, а потом отложил, позабыв записать.

И тогда Е Фашань в час, когда беззаботно Ли Юн почивал,

вызвал душу его,

И, проснувшись, поэт с удивленьем узрел,

Что душа и без тела записала творенье его!

После смерти Ли Юн приглашен был Владыкой Небес

В Белый яшмовый терем, чтоб там он спокойно стихи сочинял...

Говорю я о разных явленьях, но в сути едины они.

Каждой вещи присуще стремленье достойное и

соразмерное выбрать себе,

Предположим: к какому-то делу душа не лежит.

Что же будет? Не просто ль пустые волненья и вздорный сумбур?

Ныне я понимаю: Небесный Владыка судит грешных

людей по делам,

А отсюда и вывод: все должно быть в гармонии тесной,

И ничто не должно человека природу и склонности отягощать!

Рассужденья такие вселяют надежду, что нетленную душу твою

Я смогу угадать пред собою вот здесь!

Это значит, что не было помысла грубость сказать,

обращаясь к тебе!

А теперь — слушай песнь "Призыванье души",

Этой песни слова пусть дойдут до тебя:

 

О, великое Небо! В нем и синь,

В нем и свежесть!

Не тебе ли подняться под купол небесный

Дракон из нефрита помог?

 

О, большая Земля –

Бесконечность, безбрежность!

На тележке из кости слоновой и яшмы

Не ты ли проникла туда, где подземный поток?

 

Сколь наряден и пестр

Этот зонт драгоценный!

Не сияньем ли светлых созвездий Стрельца и Хвоста

Озаряется тьма?

Разукраш енный перьями, ярким ковром

Устлан путь пред тобой во вселенной,

По бокам охраняют дорогу

Не созвездья ль Стропил и Холма?

 

Пусть в пути сам Фэн Лун

Полетит провожатым с тобою.

Разве ты не мечтала, чтоб правил Ван Шу,

Что привык управлять колесницей луны?

И колеса — "и-и" и "я-я..." -

Огласили весь мир над землею,

За луанем и фениксом

То ль не ты мчишься вдаль, где дороги длинны?

 

С дуновением ветра

Заструился поток ароматов.

Не тобой ли духана

Ветка к поясу прикреплена?

Все наряды и юбка

Разноцветным сияньем объяты,

А в трепещущих серьгах

Не нашла ли свой отблеск луна?

 

...Поросль трав и цветов –

Вот алтарь поклоненья Земле, Небесам и Богам!

Уж не ты ль благовонное масло

В лампадах зажгла?

Столь причудлив на тыквах узор!

Сколько тонкой посуды и утвари в храм принесли!

Уж не ты ли из этих сосудов

Зеленые вина, коричную влагу пила?

 

Ты в неведомых далях

Не сулила ль Лу Ао свиданье?

Почему же меня

Ты забросила в мире сует?

О, когда бы Фэн Лянь

Колесницу мне дал в знак вниманья, -

Мы с тобою вдвоем

В земной возвратились бы свет?

 

В сердце горечь, печаль.

Мне сейчас, одинокому, трудно.

Но, увы, не напрасны ль

Страданья мои и мольбы?

Ты в безмолвии спишь,

Сны твои в небесах беспробудны,

Уж не в этом ли должно узреть

Начертанья небесной судьбы?

Ты безмолвна в могиле, -

Никто не нарушит покоя!

Может быть, это так! Но, вернувшись к началу,

Святых о возврате толку нет умолять!

Я же скован цепями

И должен терпеть неизбежное бремя мирское,

Но вернешься ль назад,

Если эти мольбы сможет с неба душа услыхать?

 

О, вернись! О, приди!

Возвратись, чтоб остаться со мною,

Чтобы вновь от меня

Не пришлось в небытье улетать!

Там, где хаос царит первозданный, ты живешь, -

В тишь, безмолвие погружена...

Но ведь если бы даж е спустилась с высот, надо мною застыв,

Все равно даже тени твоей я б увидеть не смог.

Я от мира, как шторой и ширмой, отгорожен девичьей мечтой, Стражей роль пусть аира ряды исполняют сейчас.

Я хотел бы еще пожелать, чтобы тонкие, словно рачки,

листья ивы пока не стремились ко сну,

Пусть пока не терзает тебя и меня обоюдная наша тоска,

Быть средь гор, позаросших корицей, тебя пригласила Сунюй,

Там, на острове, где орхидеи в цвету, ты была

так приветливо встречена юной Фуфэй,

Пела флейта Лунъюй для тебя!

Ударяла по-звучному юю, что формой как тигр, Хань Хуан,

Призывая Лин-фэй, ты встревожила даже Лишань!

 

...Когда Хуан-ди совершал свой инспекторский смотр,

реку Хуанхэ перейдя, а затем и Лошуй,

Как ныне, в то время из водной стихии Лошуй

черепаха явилась, на панцире книгу неся...

И твари, тот мир населявшие, ныне пред нею, услышав

мелодию Яо и Шуня "Сяньчи",

Запели, и, прежде скрывавшийся в водах Чишуя, дракон

выплыл вдруг и ударился в пляс.

А фениксы, мирно дремавшие в роще жемчужной на

ветвях, взлетели и ввысь устремились!

Когда призывают от сердца,— и душу святую возможно

растрогать,

 И вовсе не нужно для этого утварью жертвенной дверь

украшать...

Сейчас из Сячэна небесного ты колесницу направила вдаль

И хочешь назад, в Сюаньпу, возвратиться,

К священной земле, где находятся горы Куньлунь.

Мы, кажется , видим друг дру га отчетливо, ясно,

Но черное облако вдруг наползает, - приблизиться трудно к тебе...

Разлуки и встречи - как тучи на небе:

Плывут, чередуясь, и места себе не найдут,

Святую же душ у никак не рассмотришь в дождях и туманах..

 ...Рассеялась пыль, расступились тяжелые тучи,

Высокие звезды на небе опять засверкали,

И ожили реки, и горы прекрасными стали,

И в небе, на самой его середине, сияет луна!

Увы! Почему от печалей-тревог успокоиться сердце не может?

Причина, наверное, в том, что мечты проплывают, как явь.

И я беспокойно вздыхаю, с надеждой взираю на все,

что меня окружает,

А слезы все льются и льются,

И сил не найду, чтоб смятенье свое побороть!

О люди! Давно уже вы в царство грез погрузились,

Один я. И лишь из бамбуковой рощи доносится музыка

чистой, невинной природы.

Я вижу: повсюду взлетают испуганно птицы,

Я слышу, как плещутся рыбы на гладкой поверхности вод.

...И вот изливаю всю грусть, что на сердце моем накопилась,

В своей откровенной молитве...

И тихо обряд совершаю священный с надеждой, что буду

удачлив...

О, скорбь! О, печаль!

Я покорно прошу эту чашу принять благовонного чая!

Примечания

В год Покоя Великого... В день, когда безысходное горе вернулось в сознанье людей...Баоюй намекает на дату кончины Цинвэнь, вкладывая в слова "Покой Великий", "теплый месяц", "густой аромат" определенный иронический смысл, поскольку годы правления здравствующего императора вовсе не отличались покоем и благополучием.

Юй ничтожный... — В Китае с древних времен установилась традиция говорить о себе в уничижительном духе. Так поступает и Баоюй в день поминовения Цинвэнь.

Двор наслаждений — название одного из павильонов сада Роскошных зрелищ.

Шелк принес под названьем "Акулья как лед чешуя",— Речь идет об акуле-русалке с Южного моря, слезы которой превращались в жемчужины и которая дала название шелку.

Деве, любящей лотосы... то же, что Покровительница лотосов — загробное имя Цинвэнь. Белый Владыка (Бай-ди, Белый Император).— См. т. I, коммент, к с. 526).

...участь их с участью сходна Цзя И...— Цзя И (II в. до н. э.) сановник при дворе ханьского императора Вэнь-ди. Император не ценил его как мудрого советника в делах управления государством, зато принуждал по ночам рассказывать притчи о духах и демонах. Умер в опале в городе Чанша в возрасте тридцати трех лет.

 ...боль и досада почтенного Гуня...Согласно древней легенде, отец совершенномудрого императора Юя по имени Гунь без разрешения Небесного Императора завладел священной землей, способной расширять свою площадь и, таким образом, преградить путь потопу.

За это Небесный император приговорил его к смерти. Великий китайский поэт Цюй Юань в поэме "Скорбь изгнанника" ("Лисао") назвал Гуня "прямым и непреклонным".

Остров нагромождений пещер (Цзюйкучжоу).— Согласно древнему преданию, в Западном море есть остров, где много пещер; на этом острове растет большое дерево, аромат листьев которого разносится на много сотен ли и на своем пути возвращает к жизни все, что умерло.

Шкатулка Шэюэ... потеряны зубья расчески Тань-юнь... В шкатулке хранились расчески, шпильки, заколки, украше ния для волос. Шэ Юэ, Таньюнь — имена служанок, умевших искусно убирать и украшать волосы барышень.

 "Жемчужный цветок", "изумрудные перья" - названия женских украшений.

Чжицяо — название воздвигнутого ханьским императором У-ди (140— 86 гг. до н. э.) красивого дворца; здесь дворец упомянут как гипербола.

В ночь седьмую седьмой же луны...— день встречи Ткачихи и Пастуха – возлюбленных небожителей из известной легенды.

Селезень с уткой расстались навек...— То есть возлюбленных постигла разлука.

Я, уподобясъ Жунъанъскому князю, в жизни своей Бирюзовый нефрит потерял...- Жунъаньский князь (династия Сун — ранняя, 420— 479) вынужден был расстаться с любимой наложницей Биюй (Бирюзовый Нефрит). Их судьба напоминает судьбу Ши Чуна и Люй Чжу (см. ни же).

Жунъань — название удельного княжества, находившегося на территории нынешней провинции Хэнань.

Лишь западный ветер может ими себя увлажнить...— То есть лишь смерть принесет утешение.

Ши Чун, Люй Чжу,— В "Истории династии Цзинь" ("Цзинь шу") о Люй Чжу сказано: "У Чуна была гетера по имени Чжу; она была прекрасна и отменно играла на флейте. Однажды Сунь Сю предъявил Чуну требование отдать гетеру ему, но тот ответил: "Это невозможно. Я люблю ее". Тогда разгневанный Сю сфабриковал донос, и по приказу императора Чун был объявлен преступником. В дом Чуна стражники явились в разгар пира. Чун сказал Люй Чжу: "Ради тебя я готов смириться даже с участью преступника!" Люй Чжу ответила: "Но прежде я сама предам себя смерти!" И она покончила с собой, выбросившись с высокой башни". Ши Чун (в древнем тексте Чун) был ниже рангом Сунь Сю, поэтому сопернику было легко погубить его.

Е Фашанъ — даосский монах, живший при династии Тан. Ли Юн (Ли Чанцзи) — друг Е Фашаня, поэт.

Фэн Лун — святой дух, повелитель туч и грома.

...посуда и утварь...— Имеются в виду культовые предметы для жертвоприношений.

Лу Ао.— По преданию, некто Лу Ао повстречал святого Жо Ши и попросил взять его в ученики, но тот отказался, сказав, что он, святой, чужд мирских дел. Баоюй в шутку упрекает Покровительницу лотосов в том, что она, небесное создание, якобы Лу Ао, а не ему назначила свидание в небесах.

Фэн Лянь — святой дух, покровитель ветров.

Сунюй — святая небойштельница, покровительница музыки. Небесный император счел ее игру на лютне - сэ слишком унылой и уменьшил на этом музыкальном инструменте число струн.

Фуфэй — дочь мифического императора Фуси. Покончила с собой, бросившись в реку Ло. После смерти стала духом реки Ло — Лошэнь. По преданию, не имела себе равных в искусстве игры на лютне — цин.

Лунъюй — по преданию, дочь правителя царства Цинь Му-гуна. Сяо Ши, ее муж, был искусным флейтистом и научил ее исполнять на флейте мелодию о птице фениксе. Феникс, услышав эту мелодию, прилетел и унес Лунъюй и Сяо Ши в небеса.

...Ударяла по звучному юю, что формой как тигр, Хань Хуан...— Хань Хуан — имя небожительницы; юй — древний ударный музыкальный инструмент, имевший форму затаившегося тигра.

Лин-фэй — святая небожительница, искусно владевшая игрой на шэне — свирели.

Лишань.— По преданию, жила в глубокой древности. Заслышав музыку в ее исполнении, люди танцевали и пели.

Сяньчи — название местности на крайнем западе, куда, согласно поверьям, уходит солнце на ночлег.

Чишуй — река в провинциях Сычуань и Гуйчжоу; по древним поверьям, обиталище драконов.

Сячэн (Чичэн) — горы, где, по поверьям, обитали святые (ныне - провинция Чжэцзян).

Сюаньпу (Сяньпу) — вымышленное обиталище святых, якобы находившееся на вершине Куньлуня.