LXXIII. "Имеющий мужество "сметь" - погибает. Имевший мужество "не посметь" - живет..."
Имеющий мужество "сметь" - погибает.
Имевший мужество "не посметь" - живет.
Однако полезным и пагубным может быть то и другое.
Гнев Небес - Кто познает причины его?!
Потому-то мудрец об этом особо скорбит.
Небесное Дао
Не соперничает, но побеждает.
Безмолвно, но умеет откликнуться.
Не зовет, но сами приходят к нему,
Медлительно, но способно все рассчитать.
Небесная сеть обширна-бескрайна
Редка, но никого не упустит...
Примечания переводчика
Потому-то мудрец об этом особо скорбит... - эта фраза содержится не во всех изданиях. В рукописи "Даодэцзина", найденной на рубеже нашего века в пещерном книгохранилище в Дуньхуане, и в рукописи II в. до н. э., извлеченной из гробницы в Мавандуе, ее нет. Возможно, она перешла в текст памятника из комментария.
Небесная сеть... Редка, но никого не упустит... - в этих строках выражена идея воздаяния, как бы ответ на предыдущие слова о гневе небес, причины которого порой невозможно понять, что приводит в уныние даже людей мудрых. Пусть Небесное Дао медлит - все равно каждый получит свое. Этот стих наводит на мысль о близости уже первоначального даосского учения буддийской идее кармы.
XLVII. "Мир познают, не выходя со двора…"
Мир познают,
Не выходя со двора
Небесное Дао видят,
Не глядя в окно.
Чем дальше уходишь,
Тем меньше ты знаешь.
Потому-то мудрец
Не ходит, но знает,
Не виден, но славен,
Не творит,
Но имеет свершенья.
Примечания
Мир познают, не выходя со двора – здесь снова речь идет о сверхчувственном познании мира, для которого не нужен непосредственный контакт с объектом. Идея управления империей "не выходя со двора" впоследствии стала очень популярной в Китае.