Лао-цзы  (VI-V вв. до н. э.) 老子 Эпоха Чжоу, Период Чуньцю (Весны и Осени)

38. "Высшая Добродетель себе не ищет свидетелей..."

Высшая Добродетель себе не ищет свидетелей -

оттого и является добродетелью.

 

Низшая добродетель стремится к благим делам,

и потому с пороком делится пополам.

 

Высшая человечность не имеет причины;

высшая справедливость напряжена и активна.

 

Где не поможет возвышенный ритуал,

без тумаков обойдется едва ль.

 

Сошедший с Пути обретет Добродетель,

а утратив ее, вспомнит о Человеке;

утеряв человечность, найдет справедливость,

а следом идет ритуала учтивость.

Но учтивость приходит на место доверия,

впуская смуту и суеверия.

 

Легкомыслию доблестный муж предпочтет глубину,

корни - листам, а жасмину в цвету - сосну.

39. "В незапамятные времена..."

В незапамятные времена

пробудилось Единое ото сна,

и от него обрели сполна:

Небо - свою чистоту,

Земля - торжество покоя,

духи - могущество неземное,

долины - цветущую полноту.

Вещи жизнь свою обрели от Единого,

цари - над холопами власть нерушимую.

 

Благословенье Единого

многому послужило причиною:

ведь Небо, лишившись своей чистоты,

померкнет задолго до темноты;

Земля, утеряв спокойствие,

в одночасье расколется;

у духов, лишенных могущества,

власть над миром порушится;

долины, забыв цветение,

быстро придут в запустение;

лишенные жизни вещи

канут в забвении вечности;

без почета и славы

свергнут царя державного.

 

Безвестное одиночество -

славы основа прочная,

и потому посреди своей челяди

одинок самодержец, как тварь последняя.

 

Будь у тебя колесниц хоть тысяча,

их лучше из сердца вычисти;

не стремись ни к отделанной яшмы сиянию,

ни к булыжника грубому бытованию.

40. "Возвращенье к истоку — Пути проявленье..."

Возвращенье к истоку - Пути проявленье,

мягкость и слабость - его применения.

 

Вещи родятся в бытийном и сущностном,

бытие порождается Полным Отсутствием.

41. "Мудрый, узнав о великом Пути..."

Мудрый, узнав о великом Пути,

усердно стремится его пройти;

заурядный, услышав про Путь,

ему следует как-нибудь;

профаны и простолюдцы

над Путем откровенно смеются.

Что же - Путем не был бы Путь,

коль любой бы не мог на него чихнуть.

 

Веков испокон говорили так:

сиянье Пути похоже на мрак;

когда он твердо ведет вперед -

глазам отступлением предстает;

ровный - он кажется непроходимым.

 

Высшая Добродетель видна в низинах;

ее беспредельность - по виду в сплошных границах,

незыблемость - в мягкости притаится.

 

Обернется позором великая чистота,

притворством - искренность и прямота.

Великий квадрат углы потеряет,

великий сосуд не наполнишь до края.

Небесная музыка на Земле не слышна.

 

Великий праобраз не обретает формы,

а Путь безымянный - всем существам опора,

благо несет земному простору.

42. "Путь породил Единицу..."

Путь породил Единицу;

родила Единица - Двоицу,

Двоица - Троицу;

в Троице мир вещей коренится.

 

Вещи в себе заключают Инь,

а лицом развернуты к Ян;

они от энергии ци

в гармонии постоянной.

 

Беспомощным сиротой

быть никому не лестно,

но так себя именуют

властители Поднебесной.

Теряющий - приобретет порой;

обретя, легко потерять, не скрою.

 

Учу я тому же, что говорит народ:

сильный и злой - не своею смертью умрет.

 

Истину эту я пропущу вперед.

Примечания переводчика

Обычная (но не единственная) интерпретация здесь такова: Единица - Единое; Двоица - Инь и Ян; Троица - Небо, Земля, Человек.

43. "Мягчайшее — твердому станет героем..."

Мягчайшее - твердому станет героем,

невещественное наполнит собой сплошное, -

 

и рассеются все сомнения

пользы действия в расслаблении,

бессловесного обучения -

немногих людей дерзновения.

44. "Ценностями озаботься своими..."

Ценностями озаботься своими.

Что дороже: ты сам - или же твое имя,

или почет, а может, большое богатство?

Что тяжелее: иметь - или терять напрасно?

 

Кто многое любит, тот силы растратит,

кто много скопил, остается в накладе,

довольный своим - от позора избавлен.

 

Зная, где вовремя остановиться,

ты жизни годам не узнаешь границы,

никакая беда с тобой не случится.

45. "Великое достижение..."

Великое достижение

внушает большие сомнения,

пусть польза его - беспредельная.

 

Великая полнота

на вид совершенно пуста,

хоть неистощимы ее применения.

 

Великая прямота ведет по кривой дороге.

Великое мастерство несовершенно многим.

Великое красноречие

слов красотой не отмечено.

 

Движенье согреет в холод,

но жару охладишь покоем.

Чистота, спокойствие и прохлада -

и в Поднебесной настанет порядок.

46. "Когда страна на Пути, тучнеет земля.."

Когда страна на Пути, тучнеет земля:

забыв про седло, лошадь унавоживает поля;

когда без Пути случается жить стране,

на дальних заставах растят боевых коней.

 

Потакать своему вожделению -

наихудшее из преступлений.

Не знать, что имеешь достаточно,

к беде приведет порядочной:

приобретения страсть

большую влечет напасть.

 

Будь доволен по жизни встреченным:

таково Довольство предвечное.

47. "Мир возможно понять..."

Мир возможно понять,

сидя в своем дворе.

 

Не раскрывая окна,

путь Неба можно узреть.

 

Чем шире шагаешь,

тем меньше узнаешь.

 

А мудрый нигде не бывает,

однако полон познаний;

не смотрит - а правильно называет,

расслаблен - и всё свершает.

48. "Кто учится — приобретает день ото дня..."

Кто учится - приобретает день ото дня.

Кто верен Пути - того лишь потери манят.

Кто потерям не ведает края,

тот великую тайну узнает:

можно действовать без усилия,

но плодов порождать изобилие.

 

Владеет лишь тот Поднебесной,

кто дел не вершит повсеместно;

а тот, кто полон делами,

владыкой мира не станет.

49. "Мудрый в суждениях непостоянен..."

Мудрый в суждениях непостоянен,

он вместе с народом в своем сознании.

 

Добрых я почитаю добрыми,

злых - всё равно к доброте способными;

таково, заметьте,

добро Добродетели.

 

Я верю тем, кому верить можно;

впрочем, лжецу я поверю тоже, -

таково, мне поверьте,

доверие Добродетели.

 

Мудрый весь мир держит в сердце своем

и потому замутнен умом.

Люди глядят на поверхность вещей;

мудрый видит народ как своих детей.

50. "Люди заходят в жизнь — а после выходят в смерть..."

Люди заходят в жизнь - а после выходят в смерть.

Трое из десяти будут на жизнь смотреть.

Трое других нацелены умереть.

И трое жизнь обращают в смерть -

потому что остаться хотят в живых.

 

Но тот, кто премудрость жизни постиг,

не боится ни тигра, ни носорога,

ни меча в сраженье жестоком.

Носорог не найдет в нем места для рога,

его не тронет тигриный коготь,

не коснется разящий меч

его головы и плеч.

 

Не может никак умереть он:

в нем нет приюта для смерти.

51. "Что Путь породит..."

Что Путь породит -

Добродетель растит.

Созидает материя форму вещей,

завершаются формы течением дней.

Все вещи поэтому ценят величье Пути,

и достоинства чтут Добродетели;

чтут и ценят не по приказу,

и совсем не напрасно:

Путь порождает вещи, явления,

а Добродетель их кормит, лелеет,

растит, совершенствует, делает зрелыми -

многообразны ее умения.

Всем помогает, ни в чем не нуждаясь,

всех выше - но повелевать не пытается.

 

Все вещи мира - свидетели

сокровенной той Добродетели.

52. "Нелегко начало мира познать..."

Нелегко начало мира познать:

оно — Поднебесной Мать.

Поймет малышей

тот, кто узнает мать;

познавший детей —

и мать сумеет понять,

и до конца своих дней

опасностей избежать.

 

Входы закрой для страстей и стремлений —

и в жизни не будешь знать утомления.

Страстям приоткройся, в дела окунись —

и забудешь навеки безбедную жизнь.

 

Ясный ум у того,

кто мельчайшие видит части;

настоящая сила —

за тем, кто держится мягкости.

Иди по лучам,

чтобы вернуться к яркости;

 

сохранишь свою жизнь в целости,

претворяя Нить Неизменности.

53. "Будь у меня высокого знанья частица..."

Будь у меня высокого знанья частица,

я шел бы Путем, опасаясь лишь только сбиться.

 

Широк и ровен великий Путь,

но народу - лишь бы за угол свернуть.

 

Роскошью полны царя дворцы,

а поля-то в бурьяне, пусты житницы.

 

Узорны шелка, на поясе меч,

роскошна еда, богатства не счесть -

 

но знатный распутник

не в Пути - на распутье.

54. "Не повалить того, кто стоит надежно..."

Не повалить того, кто стоит надежно,

умеющего обнять = оторвать невозможно;

память о нем не иссякнет на родине.

 

Кто этому следует, того добродетель подлинна;

кто практикует это в селении

добродетель того долговременна;

кто этому следует в царстве,

добродетель того богата;

кто следует этому в Поднебесной,

добродетель того чудесна.

 

Потому: смотри на себя изнутри себя;

смотри на селение

глазами его населения;

смотри на царство

как человек государственный;

на мир ты смотри глазами самой Поднебесной.

 

Откуда мне такое известно?

Я сам этому следую честно.

55. "Хранящий в себе Добродетель подобен..."

Хранящий в себе Добродетель подобен

младенцу, недавно покинувшему утробу:

его не ужалят ни осы, ни змеи,

и скорпион укусить не посмеет.

Мягки его кости и жилы,

но хватка исполнена силы;

соитию чуждый - но орган на высоте;

семени полн, ибо держит его в себе.

Не охрипнет, когда во весь голос кричит,

в согласии с миром всегда состоит,

и неуклонен в этом согласии,

а потому своим разумом ясен.

 

Пополнение в жизни - предвестье несчастья.

Ум, управляющий жизненной силой,

несет разрушение и насилье.

Кто силу копил - постареет до времени,

Пути не удержится, весь одряхлеет и

смерти избегнуть уже не сумеет.

56. "Знающий Это — не говорит..."

Знающий Это - не говорит,

говорящий об Этом - его не знает.

 

Ворота и окна свои затвори,

острый затупи край;

сиянье смири, узлы распусти,

уподобься праху и тлену -

это и будет слиянием с Сокровенным.

Ты не встанешь к нему поближе -

и не окажешься далеко,

его не возвысишь - и не унизишь;

ни польза, ни вред не затронут его.

 

Этим-то в мире и ценно оно.

57. "Страной управляй справедливо и честно..."

Страной управляй справедливо и честно;

хитрость полезна в военных действиях.

Вне усилий овладевай Поднебесной.

 

Известно без тени сомнений:

чем больше запретов - тем люди беднее;

чем искуснее средства наживы,

тем народ беспокойней и лживее;

в народе растут мастерство и сноровка -

становится больше безделиц ловких.

От приказов, законов строгих

повсюду плодятся разбойники.

 

Вот потому-то и говорили мудрые:

«Я не правлю силой могучей -

а люди сами становятся лучше.

Я предаюсь покою -

а народ развивается сам собою.

Я не вникаю в дела народа -

а он богатеет себе год от года.

Желаний в себе истреби суету -

и люди сами почтут простоту».

58. "Правитель когда отрешен и спокоен..."

Правитель когда отрешен и спокоен,

народ простодушен и скромен;

если правитель придирчив и строг, у

людей каждое лыко в строку.

 

Несчастье - для счастья основа,

счастье несчастием сменится снова.

Знает ли кто, где их границы?

Правильное - в неправильном коренится.

Добрый когда-нибудь да разозлится.

 

Давно в заблуждении ходят люди,

вот почему поистине мудрый

ровен - хотя и сучка не сломит,

острый - но никого не поранит,

прям - но не идет напролом, и

ярок - но щуриться не заставит.

59. "В правленье людьми и служении Небу..."

В правленье людьми и служении Небу

быть бережливым - достоинство первое.

Кто умеет беречь - накопив Добродетель,

выйдет первым на Путь,

превзойдя все на свете,

никакого себе не встретив предела:

мир Поднебесной - его владения.

Познает он тайное мира начало, и

окажется жизнь его нескончаемой.

 

Основа прочна и глубок его корень -

он на вечном Пути, и сознаньем спокоен.

60. "Править на царстве — на самом верху..."

Править на царстве - на самом верху -

что из мелкой рыбешки варить уху.

Но если Пути подчиняется царство,

духи умерших лишаются власти

людям вредить - но не собственной силы,

способной любого свести в могилу.

Также и мудрый тех духов не трогает,

им не встает поперек дороги.

Сливаются их Добродетелей силы,

и духи с людьми пребывают едины.

61. "Великое царство подобно низине..."

Великое царство подобно низине,

куда отовсюду стекаются воды.

Оно - средоточие мира,

его Сокровенное Лоно.

 

Вот самка: внизу неподвижно лежит,

но в итоге самца своего победит.

Так и большое над малым возобладает царство,

если ниже будет располагаться.

 

Если малое царство большого ниже -

оно покровительством не обижено.

Тот, кто ниже располагается -

остальных себе забирает, а

тот, кто себя словами

ниже других поставит,

без симпатии не останется.

 

Царство большое свое окружение

пестует, не придавая забвению,

а малые царства большому служат,

помогают по-дружески;

и все они получают

то, что сами желают, -

если большого царства

снизу лежит пространство.

62. "Путь — всем вещам пристанище..."

Путь - всем вещам пристанище:

для добрых хранит он сокровища,

недобрым станет убежищем.

 

Можно блистать своим красноречием,

почитателей шумной заслугой привлечь, и

даже недобрый не будет отвержен.

 

Не нужны Сыну Неба ни яшмовый жезл, ни

четверка коней, ни в регалиях грудь:

лучше вручите властителю Путь.

 

Путем дорожили недаром издревле:

находит искомое, кто ему следует,

на нем провинившийся - уцелеет;

вот потому его мир и ценит.

63. "Работай, усилий не прилагая..."

Работай, усилий не прилагая;

действуй, сам того не желая.

 

Тот истинный вкус познает,

кто вкусов не различает.

Искусство в себе совершенствуй

ценить неприметно-пресное.

Большое в малом увидится,

множество - в единице.

Добродетели силой на зло отвечай,

в легком - трудное примечай,

в ничтожном - великое узнавай.

 

Не стремится к величию мудрый -

и велик как раз потому он.

Кто обещает много,

не заслужит доверия.

Сложности остановят

того, кто в них не поверил.

 

Вот почему мудрый

всё почитает трудным -

и трудностей не имеет.

64. "Легче всего уберечь спокойное..."

Легче всего уберечь спокойное.

Хрупкое разлетаться на части склонно.

 

То, что пройдет сквозь сито,

развеется без усилий.

 

Для действий лучший момент -

пока ничего еще нет.

 

Строить порядок старайся,

смуты не дожидаясь.

 

Дерево в три обхвата

кустиком было когда-то.

Высокая башня

многоэтажная

вырастает из горстки земли;

дорога в тысячу ли

с одного начинается шага.

 

Воздействующий разрушает всяко.

Кто хваткий и цепкий -

теряет навеки.

 

А мудрый живет, не цепляясь, без действий -

и без потерь обходясь, соответственно.

Легко все испортить, приблизясь к успеху:

в конце, как в начале, возможна прореха;

ее пропусти - и тебе не до смеха.

 

А мудрый избавлен от всяких страстей,

не ценит изысканных редкостей.

Он учится у неученых,

ведет к заблуждениям склонных

естественности дорогой,

и сам ничего не трогает.

65. "В древности претворявшие Путь..."

В древности претворявшие Путь

не стремились народ просвещать ничуть.

Народу самое лучшее -

естественность и простодушие.

Власть удержать над умным -

дело отменно трудное.

 

Знающий, управляя царством,

лишает его богатства;

у того, кто правит, ума не зная,

полнится царство счастьем до края.

 

Кто знает это действительно,

тот - образцовый правитель, и

следует совершенно

Добродетели сокровенной:

всепроникающей и глубокой,

возвращающей вещи к истоку,

мир - к Небу высокому.

66. "Морю ручьями править несложно..."

Морю ручьями править несложно,

так как ниже оно расположено.

Мудрый, желая быть над людьми,

в речах опускается ниже их;

стремясь же других обогнать, он

всегда расположится сзади;

соперников вовсе ему не надо.

Окажется мудрый сверху однажды -

а народу не тяжко;

мудрый вперед выдвигается -

а народ не пугается:

его восхваляет, не утомляясь,

и соперничать не пытается.

67. "Мне говорят..."

Мне говорят: "Ты велик,

но чересчур уж странен".

Нет у меня компании -

а то б измельчал и поник.

 

Состоят у меня в помощи

три бесценных сокровища.

Первым идет милосердье,

бережливость - это второе,

равнодушие к трону - третье.

Милосерден я - и бесстрашный воин,

бережлив - и щедростью переполнен,

не хочу быть первым - и главный в мире.

Но: кто отважен - а милосердье забыл,

щедрый, но не бережливый,

кто стремится вперед, презирая зады, -

всех ожидает гибель.

Милосердье в атаке бойца защищает,

а в обороне - оберегает;

и если ты Небесам родной,

то вокруг оно прочной встанет стеной,

и горе любое пройдет стороной.

68. "Искусный в сражении воин..."

Искусный в сражении воин

гневу не даст воли.

Стремящемуся к победе

с врагом бороться не следует.

Кто людей направлять способен,

их ниже кажется вроде бы.

 

Вот - миролюбия Добродетель,

и так людьми управлять умейте.

 

Таково самого Неба

повеление древнее.

69. "У искусных в военном деле..."

У искусных в военном деле

ходят такие суждения:

 

"В сражении первый шаг

пусть лучше сделает враг.

Не продвинувшись на вершок,

отступи на аршин, дружок.

Набирай незаметно позиции силу;

бряцанье оружием близит могилу.

Врага покоренного успокой,

не применяя особо войск.

Если врага презираешь - беда:

без силы останешься навсегда.

Тот, кто скорбит перед битвой суровой,

врага побеждает снова и снова".

70. "То, что я говорю — понятно всегда..."

То, что я говорю - понятно всегда,

мои исполнить слова - не станет труда;

но понять их никто не может,

исполнить не может тоже.

 

В словах я исконному следую,

в делах своего не скрываю кредо.

Легко понимать меня, но

зачем - никому не понятно.

Если меня признают немногие -

значит, я стою дорого.

 

Мудрый в лохмотьях идет по Пути,

драгоценную яшму храня на груди.

71. "Правильно знающий — знанье свое скрывает..."

Правильно знающий - знанье свое скрывает.

Болезнь - не знать, но думать, что знаешь.

Тот исцелится, кто знает свои болезни -

это всего другого полезнее.

Свою хворь распознать умея,

мудрый поэтому не болеет.

72. "Народ, не боящийся власти..."

Народ, не боящийся власти,

подстерегают злые напасти.

 

Не разрушай людские жилища:

мудрый страданий народа не ищет.

 

Если от власти не будет вреда,

люди друг другу помогут всегда.

 

Мудрый, зная себя,

не прославляется;

любит себя - но не чванится;

похвалить себя не старается.

73. "Смелый в дерзости — погибает..."

Смелый в дерзости - погибает,

смелый в скромности - будет жить:

смелость разною может быть.

 

Неба промысел кто понимает?

Здесь даже мудрому справиться трудно:

никак не сражаясь, оно побеждает,

ни слова не знает, но откликается,

не призывает, но привлекает,

разумением пусто, а в планах искусно.

 

Широки ячеи Небесной Сети -

но проскользнуть не сумеете.

74. "Народ не боится смерти..."

Народ не боится смерти,

обещаниям казни не верит.

Хотя за преступные шалости

можно казнить - пожалуйста:

кто тогда смерти не испугается?

 

Если смерти народ убоялся - значит

существует Главный Палач; и

помимо него казнить человеков -

что сучья рубить за старшего дровосека:

руки поранишь, и будет тебе не до смеха.

75. "Высок на зерно налог..."

Высок на зерно налог -

и голодает народ.

 

Власти дела кипучие -

народу управа худшая.

 

Жизнь властителем ценится,

а народу смерть - что безделица.

 

Чем свою жизнь ценить,

лучше попросту жить.

76. "Новорожденный — нежный и слабый..."

Новорожденный - нежный и слабый,

умирающий - жёсток и тверд;

гибки живые деревья и травы,

а высохнут - хрупки, как лед.

 

Напряженье и жесткость - смерти соратники;

спутники жизни - нежность и мягкость, и

сильная армия не побеждает, а

крепкое дерево поломается.

 

Снизу - жесткое, твердое и большое,

сверху - малое, слабое и живое.

77. "Чему уподобить Небесный Путь?.."

Чему уподобить Небесный Путь?

 

Чтобы на лук тетиву натянуть,

верхний мы опускаем край, а

нижний - наверх поднимаем.

Слишком уж длинное - укоротим,

чрезмерно короткое - удлиним.

 

Так поступает Небесный Путь, а

дорога людей - иная по сути:

они отнимают, где вовсе мало,

и копят, где больше не надо.

Кто свой излишек жира

отдаст безвозмездно миру?

Это возможно лишь на Пути;

и мудрый, чтобы с него не сойти,

действует, но не привязан к успехам,

и мудрость свою скрывает от всех он.

78. "Мягче всего и нежнее..."

Мягче всего и нежнее

в мире текущие воды.

Но вода одолеет

то, что прочно и твердо.

 

Подчинится сильное слабому

и уступит твердое - мягкому;

знает про это любой прохожий,

а исполнить никто не может.

 

Поэтому мудрые говорили,

что царства способен быть господином

тот, кто его расхлебает грязь, и

возьмет на себя все его несчастья, -

он быть достоин владыкою Поднебесной.

 

Прямые речи изнанкою интересны.

79. "Всегда в завершенье больших раздоров..."

Всегда в завершенье больших раздоров,

как ни мирись, обида берет измором:

колет, терзает и не прощает.

И мудрый держит свои обещания,

чужих исполнения не ожидая.

 

К Добродетели склонный блюдет договор,

а ее нарушающий - в сущности, вор.

Пристрастий нет у Пути никаких,

но он всегда помогает благим.

80. "Лучше быть малым царству..."

Лучше быть малым царству,

а людям в нем редко встречаться.

 

От орудий труда и оружия

пользы искать не нужно.

 

Пусть народ почитает смерть, и

далеко от дома не ездит.

 

Пусть на повозки и лодки

будет меньше заказов у плотника.

 

Пусть за пики и стрелы

не возьмутся воины смелые.

 

Пусть грамотеи толковые

вернутся к письму узелковому.

 

Пусть люди еду свою радостно кушают

и одеждой любуются лучшею,

и живут спокойно в родных жилищах

по седой старины привычкам.

 

Пусть будут видны другие селения,

лай слышен собак и крик петухов,

но люди до самого смерти явления

не скажут соседям и пары слов.

81. "Слово правды слух не обрадует..."

Слово правды слух не обрадует.

Красивые речи ложью отмечены.

Добрый - в споре не победит;

в споре искусный - попусту злит.

Знающий - знанья лишен поклажи;

знаньем обильный толкует лажу.

Мудрый не копит, а отдает,

а ему все больше несет народ.

Небесный Путь избежит вреда,

лишь польза одна от него всегда.

 

Мудрого Путь - ничему не мешать

и в расслаблении действовать.