Лао-цзы  (VI-V вв. до н. э.) 老子 Эпоха Чжоу, Период Чуньцю (Весны и Осени)

1. "Знающий точно, куда идти…"

1. "Знающий точно, куда идти…"

2. "Стоит сказать: "красота"..."

2. "Стоит сказать: "красота"..."

8. "Высшее благо подобно текучей воде..."

Высшее благо подобно текучей воде,

питающей всех, не споря ни с кем и нигде,

наполняющей все низменности,

ни на каплю не капризной.

 

Мудрый живет по законам Земли,

в его сердце глубок покой;

в словах - ни единой крупицы лжи,

любому он будет свой.

В деяньях - умел, в правленье - смирен;

поступку он знает время,

раздора не бросит семя,

благоденствует его племя.

9. "Проливается переполненное..."

Проливается переполненное,

затупляется переточенное.

 

Изобилие яшмы и золота

охранять тяжело и хлопотно.

 

Гордость богатством и знатностью

большие сулит неприятности.

 

Совершив принародно славное дело,

возвращайся на Путь, сокрывшись умело.

10. "Тревожную душу к Пути приведи..."

Тревожную душу к Пути приведи,

волненье утрат уйми,

дыхания силу свою собери

и мягкость дитя обрети.

Сокровенное зеркало мира протри -

не запылилось ли?

 

Блюди свой народ и порядок в стране,

а силу оставь в стороне.

Открыты ль, закрыты ли Неба врата -

Земля под ними одна.

Постигни четыре стороны света

и вопросы оставь без ответа.

 

Порождает и поднимает,

созидает, не обладая,

помогает, не опираясь,

возвышаясь, не управляет -

такова на свете

сокровенная Добродетель.

11. "Тридцать спиц колеса сойдутся на втулке..."

Тридцать спиц колеса сойдутся на втулке,

пустой внутри,

но без той пустоты

не покатишь на нем, смотри.

Пусто пространство

внутри глиняного горшка,

но не нальешь иначе в него молока.

 

Нового дома, глянь, зияют окна и двери:

его пустое нутро готовится к новоселью.

 

Практичная - Полнота,

полезная - Пустота.

12. "Слепит нам глаза многоцветие красок..."

Слепит нам глаза многоцветие красок;

охотник теряет последний разум;

портит слух многозвучие,

тупит вкус разновкусие.

Золото, бирюза - для забавы:

драгоценности портят людские нравы.

 

Мудрый же служит тому, что внутри:

утробой живет от зари до зари.

13. "Страшны и бесчестья, и милости цепи..."

Страшны и бесчестья, и милости цепи.

В несчастье великом себя ты оценишь.

Так оно почему, я сейчас объясню.

 

Милость стяжая, себя унижаешь;

милость теряя, доходишь до края.

Не дорожащий собою -

в великом несчастье спокоен,

а тот, кто привязан к себе,

трепещет в любой беде.

 

Узри себя мира шире - и он тебе улыбнется,

любовь к самому себе станет водой колодца.

14. "Очи не видят Пути - Прозрачный..."

Очи не видят Пути - Прозрачный,

уши не слышат его - Тишайший,

рукою не ухватить - Мельчайший.

 

И все это вместе, сливаясь таинственно,

наверху не светло, а внизу не темно,

без конца и начала, и нет ему имени,

в мир, лишенный вещей, уплывает оно -

не явлена форма туманного образа,

черт не видно лица и не слышится голоса.

 

По Пути проходя из древности,

совершенствуйся в современности,

чтобы мира Исток найти -

сокровенную Нить Пути.

15. "Мужи просвещенные в древности..."

Мужи просвещенные в древности

изначальное знали до тонкости,

мира ведали сокровенности,

но свои укрывали доблести.

С трудом нахожу слова -

тех мужей опишу едва.

 

Осторожные - словно путник на ледяной реке;

тихие - не потревожат соседей невдалеке;

робкие, словно в гостях богатых;

мягкие, будто снежинок вата;

простые, как дерева грубый ствол,

необъятные, словно широкий дол;

непредсказуемы, непроницаемы,

как мутные воды от снега растаявшего.

 

Дай отстояться мутной воде -

станет кристально чистой;

не нарушай покоя нигде -

и всё оживет поистине.

 

Идущий Путем себе не желает многого;

новинки ему ни к чему - идет старины дорогой.

16. "Пустоте ты сумей не поставить границы..."

Пустоте ты сумей не поставить границы,

и в глубокий покой целиком погрузиться.

 

И увидишь рожденье вещей и явлений

без порядка и счета, и их возвращенье:

каждой - к истоку, чье имя - покой,

а покой возвращается вещи судьбой.

 

Такова Неизменность - познавший ее

исполнен сиянием света,

а ее не вместившего в сердце свое

ждут злоключенья и беды.

 

Неизменность познав, мир вместишь ты в себя,

станет сердце твое беспристрастно,

будет мир тебе преданным царством,

на тебя, как на Небо, глядя.

 

А вечное Небо подобно Пути,

и с него теперь не сойти.

17. "Своих наилучших правителей знает народ умозрительно..."

Своих наилучших правителей

знает народ умозрительно;

 

средних своих правителей

любит народ действительно;

 

слабых своих правителей

боится народ исключительно;

 

на худших своих правителей

смотрит народ презрительно.

 

Тот, кто себе самому не верит,

ничего не докажет своей империи.

 

Неторопливый в делах,

неизобильный в словах

стяжает успех и большие заслуги,

но их не заметят простые люди

и скажут: "Случилось оно само,

как восходит посеянное зерно".

18. "Отойдя от Пути, вспомнишь про "справедливость"..."

Отойдя от Пути, вспомнишь про "справедливость",

вослед "уму" и "познанью" придет великая ложь,

в сломанных семьях вспомнят "сыновью учтивость",

в стране, объятой пожаром, "верных слуг" обретешь.

19. "Жить учись без "мудрости" и "учености"..."

Жить учись без "мудрости" и "учености":

для народа они - никчемности;

 

без "гуманности" и "человечности"

почитание старших воскреснет, а

 

"ловкость" с "доходом" в землю зарой - и

забудет народ воровство и разбои.

 

К этому должно добавить работы

тому, кто хочет править народом:

 

стань безыскусным, скромным, единым,

страстям и привязанностям - господином.

20. "Живи без печали, учености вопреки..."

Живи без печали, учености вопреки.

Грубость и вежливость друг друга не далеки.

Красота с безобразием рядом стоят.

Страшен мир, и пред ним не поставишь преград:

темный, пустынный, бездонный хаос, -

а люди находят в нем счастье и радость,

словно празднуют наступленье весны.

 

Я один пребываю внутри тишины,

как младенец, еще не забывший утробы;

усталый, бреду, домой не вернуться чтобы.

 

Накопления и владения -

таковы людей вожделения;

отвергаю их без тени сомнения,

но мое простодушное сердце в смятении.

 

Обычные люди все знают и все понимают,

во мраке невежества я лишь один пребываю,

отрешенный от мира, легко обо всем забываю;

спокоен в волненье, как бурного дно океана,

свободен, как ветер, над миром парю неустанно.

 

Интеллект говорит, что явленью всегда есть причина,

я ж наивен и прост, неотесанный мужичина.

Я сходство с другими людьми утратил, и

кормлюсь подаянием мира Матери.

21. "Сила всепроникающей Добродетели..."

Сила всепроникающей Добродетели

лишь от Пути - начала всего на свете, но

сколь он тонок, неясен, туманен и полн -

заключены в нем праобразы форм,

вся сущность без счета вещей и явлений,

жизни верная суть без любых искажений.

Звучит его имя с древнейших времен,

превращениям мира причина - всё он.

 

Откуда я знаю причину метаморфоз?

Сам Путь ответил на мой вопрос.

22. "Ущербное станет целым, согнутому — быть прямым..."

Ущербное станет целым,

согнутому - быть прямым;

быть порожнему - полным, ветхое - обновим.

У кого скудновато - станет богатым.

Владеющий многим не видит дороги.

 

А мудрый стремится к Единого лону

и миру становится эталоном;

себя никогда не считает правым,

но сияет, и светит, и слышит: "Браво!";

не говорит ничего о себе,

но известен во всяком селе и дворе;

не рвется вперед, зато долго живет;

наград не любя, прославит себя;

не борется ни с одним -

и поэтому непобедим.

 

Не зря говорили древние,

что ущербное станет целым; и

быть с собой заодно

мудрому лишь дано.

23. "Неслышное повеление приходит само собой..."

Неслышное повеление приходит само собой.

 

Стихнет утренний ветер и замолчит прибой.

Ливень прольется, высохнув новой луной.

Вещи между Землей и Небом

имеют короткий век.

Способен ли прикоснуться

к Вечности человек?

Следующий Пути

и сам подобен Пути.

Преданный Добродетели

сам становится Добродетелью.

 

Идущий стезей утрат

не повернет назад.

 

Сам Путем становясь,

с ним обретаешь связь.

 

Превратившийся в Добродетель

ее обретет и в деле.

 

Сбившемуся с Пути

его уже не найти.

 

Тому лишь доверья не будет,

кто сам не поверил людям.

24. "Встав на цыпочки, вскорости ты упадешь..."

Встав на цыпочки, вскорости ты упадешь.

Шагом широким немного пройдешь.

Стоишь на своем — так других не поймешь.

Твоя правда в чужом понимании — ложь.

Устремившись вперед, славы ты не пожнешь,

Помня лишь о себе, долго не проживешь.

 

Эти вещи собою противны Пути,

для людей они повод для ненависти;

поскорее о них забудь,

человек, встающий на Путь.

25. "Прежде Земли и Неба Нечто родилось в хаосе..."

Прежде Земли и Неба Нечто родилось в хаосе;

пустотное и бесформенное - так оно появлялось,

само в себе пребывало

и никак не менялось;

растекаясь, не знало

себе конца и начала.

 

Можно считать его Матерью Поднебесной;

имя его мне пока неизвестно.

Я прозвал его: "Путь", а нареку Великим,

а потому Повсеместным, Удаленным и Близким.

 

Четыре Великих есть во Вселенной:

Путь, Небо, Земля... Человек, несомненно.

Человек подчинен закону земному,

Земля послушна Неба закону;

Небо подчинено Пути,

Путь - естественности.

26. "Опирается легкое на тяжелое, а волнение — на покой..."

Опирается легкое на тяжелое,

а волнение - на покой.

Мудрый свою поклажу неизменно несет с собой.

Случится, владеет он пышным дворцом -

спокоен, сидит с отрешенным лицом.

Как может хозяин большого царства

вообще суетиться и волноваться?

 

Легкомысленный не имеет основы,

поспешность всё разрушать готова.

27. "Тот, кто умеет ходить..."

Тот, кто умеет ходить,

не оставляет следов.

Умеющий говорить

не знает обидных слов.

Умеющему считать

ни к чему арифметика.

На двери, закрытой умело,

вы замков не заметите,

и потому не открыть

ее ни за что на свете.

Крепчайшие узы те,

где не видна веревка:

не ускользнуть из них

даже отменно ловкому.

Поэтому, не отвергая,

мудрый людей хранит,

и вещь у него любая

собой хороша на вид.

 

Так тайно передается прозрения ясный свет.

Добрый - учитель злых, других же у него - нет.

Ученик учителя чтит, учитель ценит ученика -

иначе ум отключается, не слушается рука.

 

Вот тончайшая истина, и она глубока.

28. "Мужское свое начало познай..."

Мужское свое начало познай,

а начало в себе женское - почитай,

и для целого мира предстанешь опорой ты;

тебе выйдет навстречу

Добродетель предвечная,

и будешь младенцем глядеть во все стороны.

 

Как познаешь свое ты начало светлое

и не отринешь темного,

образцом прослывешь на всю Поднебесную

Добродетели и Достоинства,

но, прославленный, будешь скромным ты

в беспредельной мира огромности.

 

И ты, как долина, весь мир объемля,

прольешь Добродетель на Небо и Землю;

как древесный ствол, ты пребудешь в цельности,

шевеля всеми веточками по отдельности.

 

Мудрый первым в царстве становится:

умеющему разрезать не надобны ножницы.

29. "Не переделаешь мир ни за что..."

Не переделаешь мир ни за что:

только начнешь - и сломаешь его.

Мир - это священная чаша,

хрупкая - так, что коснуться страшно.

Исправляя, его ты разрушишь,

не держись за него - упустишь.

Ты не сделаешь его лучше.

 

Одни существа активны и действенны,

другим - расслабляться гораздо естественней;

одни, как печь, горячи, а другие хладны, как лед;

одни - воплощение силы, а к другим она не идет;

этот - цветущая вишня, а тот - что увядший плод.

 

А мудрый живет без крайностей и излишеств,

дворцов, и богатства, и роскоши пиршеств.

30. "Властитель, следующий Пути..."

Властитель, следующий Пути,

оружия силы не чтит,

не навлекает возмездия злого он:

где войско стояло - колючки с бурьяном,

где войны - там годы голодные.

 

Искусный в сражениях ценит победу,

насилье жестокое -

не его кредо;

врага одолев, он не станет кичиться,

собою гордиться и бахвалиться.

Он побеждает почти поневоле,

как будто без силы - доблестный воин.

 

А тот, кто наполнен могучей силой,

идет Пути поперек - в могилу.

31. "Оружие злым исполнено смыслом..."

Оружие злым исполнено смыслом,

всем существам оно ненавистно,

мудрый в нем не видит корысти.

 

Муж благородный дома -

служитель Жизни закона,

но, находясь на войне,

он - Смерти на стороне.

 

Муж благородный не держит оружия,

сражаясь лишь там, где сугубо нужно,

действуя сдержанно и бесстрастно,

к победе по видимости не причастен.

Кто победой гордится - тот рад убийству

и миру не станет близким.

 

На праздниках слышен радости камертон.

Дань смерти приносят в день похорон,

и в сражении войску

то же самое свойственно.

Многих людей смерти

скорбью должно отметить:

после победы в войне

пусть траур встанет в стране.

32. "Безымянен предвечный Путь..."

Безымянен предвечный Путь;

он и дерева грубый ствол,

и травиночки торжество, -

но свысока на него не взглянуть,

свою перед ним не выпятить грудь.

 

Если цари, князья и вельможи

держаться Пути себе твердо положат,

пред ними все вещи склонятся в поклоне, и

Небо с Землею сольются в гармонии,

росою излившись в сладостном стоне

и благодатью весь мир наполнив.

 

Там, где порядок и разделение,

нужны имена - для вещей различения.

Так у людей появляется знание.

Но все-таки вещь - не только название,

и в знании есть тайный предел;

тот, кто его распознать сумел,

большой беды избежать успел.

 

Путь - это пристань для мира вовеки:

так в море впадают ручьи и реки.

33. "Тот, кто знает людей — умен..."

Тот, кто знает людей - умен;

познавший себя - умом просветлен.

Силен победивший людей иных,

одолевший себя - могуч;

богат тот, кто знает, где вещи нужны,

дерзающий - к воле имеет ключ.

Долго живет хранящий свое достояние;

в Вечности - получивший потомков признание.

34. "Растекся по миру великий Путь..."

Растекся по миру великий Путь

направо, налево - куда ни взглянуть,

опора надежная всех вещей,

он ни единой из них не отвергнет,

всюду достигнет успеха верного,

а слава не тешит его вообще.

 

Одевает и кормит все существа он,

но им нисколько не император:

вечно лишенный желаний,

он самый на свете малый.

 

Существа доверяют себя ему,

а он не хозяин ни одному,

себя никогда великим не числит, и

как раз потому велик поистине.

35. "Если будешь собою подобен Пути..."

Если будешь собою подобен Пути,

как Поднебесной к тебе не прийти?

 

Придут всевозможные существа -

и никакого не встретят зла;

и настанет великий мир,

музыка зазвучит, соберется народ на пир,

и путник не сможет мимо пройти.

 

Невыразительно слово, звучащее на Пути:

смотришь - и взглядом его не найти,

слушаешь - и одна тишина;

но не исчерпаешь его до дна.

36. "Не растянув — не сожмешь..."

Не растянув - не сожмешь;

не ослабишь, если не напряжешь;

не возвеличишь - не уничтожишь,

хочешь отнять - прежде дай по-хорошему.

 

Так начинается мира прозрение.

Слабое - сильного сокрушение,

мягкое - твердого разрушение.

 

Спокойнее рыбе в омута глубине,

а вещам, что благо несут стране,

пребывать лучше в тайне и тишине.

37. "Не совершает деяний великий Путь..."

Не совершает деяний великий Путь,

но движутся вещи повсюду, куда ни взглянуть.

Если Пути последуют царь и его князья,

все вещи сами изменят себя,

но я управлюсь с их буйным племенем

простотой бытия, не имеющей имени:

она усмиряет желаний гудящий рой,

приносит естественность и покой,

и мир выправляется сам собой.

38. "Высшая Добродетель себе не ищет свидетелей..."

Высшая Добродетель себе не ищет свидетелей -

оттого и является добродетелью.

 

Низшая добродетель стремится к благим делам,

и потому с пороком делится пополам.

 

Высшая человечность не имеет причины;

высшая справедливость напряжена и активна.

 

Где не поможет возвышенный ритуал,

без тумаков обойдется едва ль.

 

Сошедший с Пути обретет Добродетель,

а утратив ее, вспомнит о Человеке;

утеряв человечность, найдет справедливость,

а следом идет ритуала учтивость.

Но учтивость приходит на место доверия,

впуская смуту и суеверия.

 

Легкомыслию доблестный муж предпочтет глубину,

корни - листам, а жасмину в цвету - сосну.

39. "В незапамятные времена..."

В незапамятные времена

пробудилось Единое ото сна,

и от него обрели сполна:

Небо - свою чистоту,

Земля - торжество покоя,

духи - могущество неземное,

долины - цветущую полноту.

Вещи жизнь свою обрели от Единого,

цари - над холопами власть нерушимую.

 

Благословенье Единого

многому послужило причиною:

ведь Небо, лишившись своей чистоты,

померкнет задолго до темноты;

Земля, утеряв спокойствие,

в одночасье расколется;

у духов, лишенных могущества,

власть над миром порушится;

долины, забыв цветение,

быстро придут в запустение;

лишенные жизни вещи

канут в забвении вечности;

без почета и славы

свергнут царя державного.

 

Безвестное одиночество -

славы основа прочная,

и потому посреди своей челяди

одинок самодержец, как тварь последняя.

 

Будь у тебя колесниц хоть тысяча,

их лучше из сердца вычисти;

не стремись ни к отделанной яшмы сиянию,

ни к булыжника грубому бытованию.

40. "Возвращенье к истоку — Пути проявленье..."

Возвращенье к истоку - Пути проявленье,

мягкость и слабость - его применения.

 

Вещи родятся в бытийном и сущностном,

бытие порождается Полным Отсутствием.

41. "Мудрый, узнав о великом Пути..."

Мудрый, узнав о великом Пути,

усердно стремится его пройти;

заурядный, услышав про Путь,

ему следует как-нибудь;

профаны и простолюдцы

над Путем откровенно смеются.

Что же - Путем не был бы Путь,

коль любой бы не мог на него чихнуть.

 

Веков испокон говорили так:

сиянье Пути похоже на мрак;

когда он твердо ведет вперед -

глазам отступлением предстает;

ровный - он кажется непроходимым.

 

Высшая Добродетель видна в низинах;

ее беспредельность - по виду в сплошных границах,

незыблемость - в мягкости притаится.

 

Обернется позором великая чистота,

притворством - искренность и прямота.

Великий квадрат углы потеряет,

великий сосуд не наполнишь до края.

Небесная музыка на Земле не слышна.

 

Великий праобраз не обретает формы,

а Путь безымянный - всем существам опора,

благо несет земному простору.

42. "Путь породил Единицу..."

Путь породил Единицу;

родила Единица - Двоицу,

Двоица - Троицу;

в Троице мир вещей коренится.

 

Вещи в себе заключают Инь,

а лицом развернуты к Ян;

они от энергии ци

в гармонии постоянной.

 

Беспомощным сиротой

быть никому не лестно,

но так себя именуют

властители Поднебесной.

Теряющий - приобретет порой;

обретя, легко потерять, не скрою.

 

Учу я тому же, что говорит народ:

сильный и злой - не своею смертью умрет.

 

Истину эту я пропущу вперед.

Примечания переводчика

Обычная (но не единственная) интерпретация здесь такова: Единица - Единое; Двоица - Инь и Ян; Троица - Небо, Земля, Человек.

43. "Мягчайшее — твердому станет героем..."

Мягчайшее - твердому станет героем,

невещественное наполнит собой сплошное, -

 

и рассеются все сомнения

пользы действия в расслаблении,

бессловесного обучения -

немногих людей дерзновения.

44. "Ценностями озаботься своими..."

Ценностями озаботься своими.

Что дороже: ты сам - или же твое имя,

или почет, а может, большое богатство?

Что тяжелее: иметь - или терять напрасно?

 

Кто многое любит, тот силы растратит,

кто много скопил, остается в накладе,

довольный своим - от позора избавлен.

 

Зная, где вовремя остановиться,

ты жизни годам не узнаешь границы,

никакая беда с тобой не случится.

45. "Великое достижение..."

Великое достижение

внушает большие сомнения,

пусть польза его - беспредельная.

 

Великая полнота

на вид совершенно пуста,

хоть неистощимы ее применения.

 

Великая прямота ведет по кривой дороге.

Великое мастерство несовершенно многим.

Великое красноречие

слов красотой не отмечено.

 

Движенье согреет в холод,

но жару охладишь покоем.

Чистота, спокойствие и прохлада -

и в Поднебесной настанет порядок.

46. "Когда страна на Пути, тучнеет земля.."

Когда страна на Пути, тучнеет земля:

забыв про седло, лошадь унавоживает поля;

когда без Пути случается жить стране,

на дальних заставах растят боевых коней.

 

Потакать своему вожделению -

наихудшее из преступлений.

Не знать, что имеешь достаточно,

к беде приведет порядочной:

приобретения страсть

большую влечет напасть.

 

Будь доволен по жизни встреченным:

таково Довольство предвечное.

47. "Мир возможно понять..."

Мир возможно понять,

сидя в своем дворе.

 

Не раскрывая окна,

путь Неба можно узреть.

 

Чем шире шагаешь,

тем меньше узнаешь.

 

А мудрый нигде не бывает,

однако полон познаний;

не смотрит - а правильно называет,

расслаблен - и всё свершает.

48. "Кто учится — приобретает день ото дня..."

Кто учится - приобретает день ото дня.

Кто верен Пути - того лишь потери манят.

Кто потерям не ведает края,

тот великую тайну узнает:

можно действовать без усилия,

но плодов порождать изобилие.

 

Владеет лишь тот Поднебесной,

кто дел не вершит повсеместно;

а тот, кто полон делами,

владыкой мира не станет.

49. "Мудрый в суждениях непостоянен..."

Мудрый в суждениях непостоянен,

он вместе с народом в своем сознании.

 

Добрых я почитаю добрыми,

злых - всё равно к доброте способными;

таково, заметьте,

добро Добродетели.

 

Я верю тем, кому верить можно;

впрочем, лжецу я поверю тоже, -

таково, мне поверьте,

доверие Добродетели.

 

Мудрый весь мир держит в сердце своем

и потому замутнен умом.

Люди глядят на поверхность вещей;

мудрый видит народ как своих детей.

50. "Люди заходят в жизнь — а после выходят в смерть..."

Люди заходят в жизнь - а после выходят в смерть.

Трое из десяти будут на жизнь смотреть.

Трое других нацелены умереть.

И трое жизнь обращают в смерть -

потому что остаться хотят в живых.

 

Но тот, кто премудрость жизни постиг,

не боится ни тигра, ни носорога,

ни меча в сраженье жестоком.

Носорог не найдет в нем места для рога,

его не тронет тигриный коготь,

не коснется разящий меч

его головы и плеч.

 

Не может никак умереть он:

в нем нет приюта для смерти.

51. "Что Путь породит..."

Что Путь породит -

Добродетель растит.

Созидает материя форму вещей,

завершаются формы течением дней.

Все вещи поэтому ценят величье Пути,

и достоинства чтут Добродетели;

чтут и ценят не по приказу,

и совсем не напрасно:

Путь порождает вещи, явления,

а Добродетель их кормит, лелеет,

растит, совершенствует, делает зрелыми -

многообразны ее умения.

Всем помогает, ни в чем не нуждаясь,

всех выше - но повелевать не пытается.

 

Все вещи мира - свидетели

сокровенной той Добродетели.

52. "Нелегко начало мира познать..."

Нелегко начало мира познать:

оно — Поднебесной Мать.

Поймет малышей

тот, кто узнает мать;

познавший детей —

и мать сумеет понять,

и до конца своих дней

опасностей избежать.

 

Входы закрой для страстей и стремлений —

и в жизни не будешь знать утомления.

Страстям приоткройся, в дела окунись —

и забудешь навеки безбедную жизнь.

 

Ясный ум у того,

кто мельчайшие видит части;

настоящая сила —

за тем, кто держится мягкости.

Иди по лучам,

чтобы вернуться к яркости;

 

сохранишь свою жизнь в целости,

претворяя Нить Неизменности.

53. "Будь у меня высокого знанья частица..."

Будь у меня высокого знанья частица,

я шел бы Путем, опасаясь лишь только сбиться.

 

Широк и ровен великий Путь,

но народу - лишь бы за угол свернуть.

 

Роскошью полны царя дворцы,

а поля-то в бурьяне, пусты житницы.

 

Узорны шелка, на поясе меч,

роскошна еда, богатства не счесть -

 

но знатный распутник

не в Пути - на распутье.

54. "Не повалить того, кто стоит надежно..."

Не повалить того, кто стоит надежно,

умеющего обнять = оторвать невозможно;

память о нем не иссякнет на родине.

 

Кто этому следует, того добродетель подлинна;

кто практикует это в селении

добродетель того долговременна;

кто этому следует в царстве,

добродетель того богата;

кто следует этому в Поднебесной,

добродетель того чудесна.

 

Потому: смотри на себя изнутри себя;

смотри на селение

глазами его населения;

смотри на царство

как человек государственный;

на мир ты смотри глазами самой Поднебесной.

 

Откуда мне такое известно?

Я сам этому следую честно.

55. "Хранящий в себе Добродетель подобен..."

Хранящий в себе Добродетель подобен

младенцу, недавно покинувшему утробу:

его не ужалят ни осы, ни змеи,

и скорпион укусить не посмеет.

Мягки его кости и жилы,

но хватка исполнена силы;

соитию чуждый - но орган на высоте;

семени полн, ибо держит его в себе.

Не охрипнет, когда во весь голос кричит,

в согласии с миром всегда состоит,

и неуклонен в этом согласии,

а потому своим разумом ясен.

 

Пополнение в жизни - предвестье несчастья.

Ум, управляющий жизненной силой,

несет разрушение и насилье.

Кто силу копил - постареет до времени,

Пути не удержится, весь одряхлеет и

смерти избегнуть уже не сумеет.

56. "Знающий Это — не говорит..."

Знающий Это - не говорит,

говорящий об Этом - его не знает.

 

Ворота и окна свои затвори,

острый затупи край;

сиянье смири, узлы распусти,

уподобься праху и тлену -

это и будет слиянием с Сокровенным.

Ты не встанешь к нему поближе -

и не окажешься далеко,

его не возвысишь - и не унизишь;

ни польза, ни вред не затронут его.

 

Этим-то в мире и ценно оно.

57. "Страной управляй справедливо и честно..."

Страной управляй справедливо и честно;

хитрость полезна в военных действиях.

Вне усилий овладевай Поднебесной.

 

Известно без тени сомнений:

чем больше запретов - тем люди беднее;

чем искуснее средства наживы,

тем народ беспокойней и лживее;

в народе растут мастерство и сноровка -

становится больше безделиц ловких.

От приказов, законов строгих

повсюду плодятся разбойники.

 

Вот потому-то и говорили мудрые:

«Я не правлю силой могучей -

а люди сами становятся лучше.

Я предаюсь покою -

а народ развивается сам собою.

Я не вникаю в дела народа -

а он богатеет себе год от года.

Желаний в себе истреби суету -

и люди сами почтут простоту».

58. "Правитель когда отрешен и спокоен..."

Правитель когда отрешен и спокоен,

народ простодушен и скромен;

если правитель придирчив и строг, у

людей каждое лыко в строку.

 

Несчастье - для счастья основа,

счастье несчастием сменится снова.

Знает ли кто, где их границы?

Правильное - в неправильном коренится.

Добрый когда-нибудь да разозлится.

 

Давно в заблуждении ходят люди,

вот почему поистине мудрый

ровен - хотя и сучка не сломит,

острый - но никого не поранит,

прям - но не идет напролом, и

ярок - но щуриться не заставит.

59. "В правленье людьми и служении Небу..."

В правленье людьми и служении Небу

быть бережливым - достоинство первое.

Кто умеет беречь - накопив Добродетель,

выйдет первым на Путь,

превзойдя все на свете,

никакого себе не встретив предела:

мир Поднебесной - его владения.

Познает он тайное мира начало, и

окажется жизнь его нескончаемой.

 

Основа прочна и глубок его корень -

он на вечном Пути, и сознаньем спокоен.

60. "Править на царстве — на самом верху..."

Править на царстве - на самом верху -

что из мелкой рыбешки варить уху.

Но если Пути подчиняется царство,

духи умерших лишаются власти

людям вредить - но не собственной силы,

способной любого свести в могилу.

Также и мудрый тех духов не трогает,

им не встает поперек дороги.

Сливаются их Добродетелей силы,

и духи с людьми пребывают едины.

61. "Великое царство подобно низине..."

Великое царство подобно низине,

куда отовсюду стекаются воды.

Оно - средоточие мира,

его Сокровенное Лоно.

 

Вот самка: внизу неподвижно лежит,

но в итоге самца своего победит.

Так и большое над малым возобладает царство,

если ниже будет располагаться.

 

Если малое царство большого ниже -

оно покровительством не обижено.

Тот, кто ниже располагается -

остальных себе забирает, а

тот, кто себя словами

ниже других поставит,

без симпатии не останется.

 

Царство большое свое окружение

пестует, не придавая забвению,

а малые царства большому служат,

помогают по-дружески;

и все они получают

то, что сами желают, -

если большого царства

снизу лежит пространство.

62. "Путь — всем вещам пристанище..."

Путь - всем вещам пристанище:

для добрых хранит он сокровища,

недобрым станет убежищем.

 

Можно блистать своим красноречием,

почитателей шумной заслугой привлечь, и

даже недобрый не будет отвержен.

 

Не нужны Сыну Неба ни яшмовый жезл, ни

четверка коней, ни в регалиях грудь:

лучше вручите властителю Путь.

 

Путем дорожили недаром издревле:

находит искомое, кто ему следует,

на нем провинившийся - уцелеет;

вот потому его мир и ценит.

63. "Работай, усилий не прилагая..."

Работай, усилий не прилагая;

действуй, сам того не желая.

 

Тот истинный вкус познает,

кто вкусов не различает.

Искусство в себе совершенствуй

ценить неприметно-пресное.

Большое в малом увидится,

множество - в единице.

Добродетели силой на зло отвечай,

в легком - трудное примечай,

в ничтожном - великое узнавай.

 

Не стремится к величию мудрый -

и велик как раз потому он.

Кто обещает много,

не заслужит доверия.

Сложности остановят

того, кто в них не поверил.

 

Вот почему мудрый

всё почитает трудным -

и трудностей не имеет.

64. "Легче всего уберечь спокойное..."

Легче всего уберечь спокойное.

Хрупкое разлетаться на части склонно.

 

То, что пройдет сквозь сито,

развеется без усилий.

 

Для действий лучший момент -

пока ничего еще нет.

 

Строить порядок старайся,

смуты не дожидаясь.

 

Дерево в три обхвата

кустиком было когда-то.

Высокая башня

многоэтажная

вырастает из горстки земли;

дорога в тысячу ли

с одного начинается шага.

 

Воздействующий разрушает всяко.

Кто хваткий и цепкий -

теряет навеки.

 

А мудрый живет, не цепляясь, без действий -

и без потерь обходясь, соответственно.

Легко все испортить, приблизясь к успеху:

в конце, как в начале, возможна прореха;

ее пропусти - и тебе не до смеха.

 

А мудрый избавлен от всяких страстей,

не ценит изысканных редкостей.

Он учится у неученых,

ведет к заблуждениям склонных

естественности дорогой,

и сам ничего не трогает.

65. "В древности претворявшие Путь..."

В древности претворявшие Путь

не стремились народ просвещать ничуть.

Народу самое лучшее -

естественность и простодушие.

Власть удержать над умным -

дело отменно трудное.

 

Знающий, управляя царством,

лишает его богатства;

у того, кто правит, ума не зная,

полнится царство счастьем до края.

 

Кто знает это действительно,

тот - образцовый правитель, и

следует совершенно

Добродетели сокровенной:

всепроникающей и глубокой,

возвращающей вещи к истоку,

мир - к Небу высокому.

66. "Морю ручьями править несложно..."

Морю ручьями править несложно,

так как ниже оно расположено.

Мудрый, желая быть над людьми,

в речах опускается ниже их;

стремясь же других обогнать, он

всегда расположится сзади;

соперников вовсе ему не надо.

Окажется мудрый сверху однажды -

а народу не тяжко;

мудрый вперед выдвигается -

а народ не пугается:

его восхваляет, не утомляясь,

и соперничать не пытается.

67. "Мне говорят..."

Мне говорят: "Ты велик,

но чересчур уж странен".

Нет у меня компании -

а то б измельчал и поник.

 

Состоят у меня в помощи

три бесценных сокровища.

Первым идет милосердье,

бережливость - это второе,

равнодушие к трону - третье.

Милосерден я - и бесстрашный воин,

бережлив - и щедростью переполнен,

не хочу быть первым - и главный в мире.

Но: кто отважен - а милосердье забыл,

щедрый, но не бережливый,

кто стремится вперед, презирая зады, -

всех ожидает гибель.

Милосердье в атаке бойца защищает,

а в обороне - оберегает;

и если ты Небесам родной,

то вокруг оно прочной встанет стеной,

и горе любое пройдет стороной.

68. "Искусный в сражении воин..."

Искусный в сражении воин

гневу не даст воли.

Стремящемуся к победе

с врагом бороться не следует.

Кто людей направлять способен,

их ниже кажется вроде бы.

 

Вот - миролюбия Добродетель,

и так людьми управлять умейте.

 

Таково самого Неба

повеление древнее.

69. "У искусных в военном деле..."

У искусных в военном деле

ходят такие суждения:

 

"В сражении первый шаг

пусть лучше сделает враг.

Не продвинувшись на вершок,

отступи на аршин, дружок.

Набирай незаметно позиции силу;

бряцанье оружием близит могилу.

Врага покоренного успокой,

не применяя особо войск.

Если врага презираешь - беда:

без силы останешься навсегда.

Тот, кто скорбит перед битвой суровой,

врага побеждает снова и снова".

70. "То, что я говорю — понятно всегда..."

То, что я говорю - понятно всегда,

мои исполнить слова - не станет труда;

но понять их никто не может,

исполнить не может тоже.

 

В словах я исконному следую,

в делах своего не скрываю кредо.

Легко понимать меня, но

зачем - никому не понятно.

Если меня признают немногие -

значит, я стою дорого.

 

Мудрый в лохмотьях идет по Пути,

драгоценную яшму храня на груди.

71. "Правильно знающий — знанье свое скрывает..."

Правильно знающий - знанье свое скрывает.

Болезнь - не знать, но думать, что знаешь.

Тот исцелится, кто знает свои болезни -

это всего другого полезнее.

Свою хворь распознать умея,

мудрый поэтому не болеет.

72. "Народ, не боящийся власти..."

Народ, не боящийся власти,

подстерегают злые напасти.

 

Не разрушай людские жилища:

мудрый страданий народа не ищет.

 

Если от власти не будет вреда,

люди друг другу помогут всегда.

 

Мудрый, зная себя,

не прославляется;

любит себя - но не чванится;

похвалить себя не старается.

73. "Смелый в дерзости — погибает..."

Смелый в дерзости - погибает,

смелый в скромности - будет жить:

смелость разною может быть.

 

Неба промысел кто понимает?

Здесь даже мудрому справиться трудно:

никак не сражаясь, оно побеждает,

ни слова не знает, но откликается,

не призывает, но привлекает,

разумением пусто, а в планах искусно.

 

Широки ячеи Небесной Сети -

но проскользнуть не сумеете.

74. "Народ не боится смерти..."

Народ не боится смерти,

обещаниям казни не верит.

Хотя за преступные шалости

можно казнить - пожалуйста:

кто тогда смерти не испугается?

 

Если смерти народ убоялся - значит

существует Главный Палач; и

помимо него казнить человеков -

что сучья рубить за старшего дровосека:

руки поранишь, и будет тебе не до смеха.

75. "Высок на зерно налог..."

Высок на зерно налог -

и голодает народ.

 

Власти дела кипучие -

народу управа худшая.

 

Жизнь властителем ценится,

а народу смерть - что безделица.

 

Чем свою жизнь ценить,

лучше попросту жить.

76. "Новорожденный — нежный и слабый..."

Новорожденный - нежный и слабый,

умирающий - жёсток и тверд;

гибки живые деревья и травы,

а высохнут - хрупки, как лед.

 

Напряженье и жесткость - смерти соратники;

спутники жизни - нежность и мягкость, и

сильная армия не побеждает, а

крепкое дерево поломается.

 

Снизу - жесткое, твердое и большое,

сверху - малое, слабое и живое.

77. "Чему уподобить Небесный Путь?.."

Чему уподобить Небесный Путь?

 

Чтобы на лук тетиву натянуть,

верхний мы опускаем край, а

нижний - наверх поднимаем.

Слишком уж длинное - укоротим,

чрезмерно короткое - удлиним.

 

Так поступает Небесный Путь, а

дорога людей - иная по сути:

они отнимают, где вовсе мало,

и копят, где больше не надо.

Кто свой излишек жира

отдаст безвозмездно миру?

Это возможно лишь на Пути;

и мудрый, чтобы с него не сойти,

действует, но не привязан к успехам,

и мудрость свою скрывает от всех он.

78. "Мягче всего и нежнее..."

Мягче всего и нежнее

в мире текущие воды.

Но вода одолеет

то, что прочно и твердо.

 

Подчинится сильное слабому

и уступит твердое - мягкому;

знает про это любой прохожий,

а исполнить никто не может.

 

Поэтому мудрые говорили,

что царства способен быть господином

тот, кто его расхлебает грязь, и

возьмет на себя все его несчастья, -

он быть достоин владыкою Поднебесной.

 

Прямые речи изнанкою интересны.

79. "Всегда в завершенье больших раздоров..."

Всегда в завершенье больших раздоров,

как ни мирись, обида берет измором:

колет, терзает и не прощает.

И мудрый держит свои обещания,

чужих исполнения не ожидая.

 

К Добродетели склонный блюдет договор,

а ее нарушающий - в сущности, вор.

Пристрастий нет у Пути никаких,

но он всегда помогает благим.

80. "Лучше быть малым царству..."

Лучше быть малым царству,

а людям в нем редко встречаться.

 

От орудий труда и оружия

пользы искать не нужно.

 

Пусть народ почитает смерть, и

далеко от дома не ездит.

 

Пусть на повозки и лодки

будет меньше заказов у плотника.

 

Пусть за пики и стрелы

не возьмутся воины смелые.

 

Пусть грамотеи толковые

вернутся к письму узелковому.

 

Пусть люди еду свою радостно кушают

и одеждой любуются лучшею,

и живут спокойно в родных жилищах

по седой старины привычкам.

 

Пусть будут видны другие селения,

лай слышен собак и крик петухов,

но люди до самого смерти явления

не скажут соседям и пары слов.

81. "Слово правды слух не обрадует..."

Слово правды слух не обрадует.

Красивые речи ложью отмечены.

Добрый - в споре не победит;

в споре искусный - попусту злит.

Знающий - знанья лишен поклажи;

знаньем обильный толкует лажу.

Мудрый не копит, а отдает,

а ему все больше несет народ.

Небесный Путь избежит вреда,

лишь польза одна от него всегда.

 

Мудрого Путь - ничему не мешать

и в расслаблении действовать.