Юань Хаовэнь (1190-1257) 元好问

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениЮань Хао-вэнь元好问

Династия Сун, Династия Южная Сун

 

ЮАНЬ ХАОВЭНЬ (1190-1257)

Китайский поэт монгольского происхождения. Происходил из города Синьчжоу (современная провинция Шаньси). Его родители были представителями древнемонгольского кочевого народа Тоба. Образованию и широкому мировоззрению Юаня способствовал его дядя, с которым они какое-то время путешествовали, начиная с 1195 г. В 1208 г. поэт возвращается домой, женится, и вскоре переезжает в город Линчуань. В 1211 г. Юань Хаовэнь поступает на государственную службу.

В 1214-1216 гг. участвует в защите городов от монгольского нашествия вдоль реки Хуанхэ. В тот же пытается сдать государственный экзамен, но неудачно. В 1218 г. переезжает в город Сунчан, получает должность при центральном правительстве Цзинь, пытается бороться с коррупцией. В результате интриг в 1221 г. его понижают в должности. В 1227 г. Юань Хаовэнь в связи со смертью матери уходит в отставку, и возвращается на службу в 1231 г. После падения Кайфэна в 1233 г. попадает в плен; через некоторое время обретает свободу.

В 1235-1239 гг. живет в городе Ляочэне (современная провинция Шаньдун). В 1240 г. возвращается в родной Синьчжоу. Затем некоторое время проводит в странствиях и умирает в 1257 г. в городке Хуолу (сейчас провинция Хэбэй). Похоронен в Синьчжоу.

Начал сочинять стихи еще в юности. Наивысший расцвет его творчества пришелся на 1230-1240-е гг. Работал в жанрах ци и саньцу. Хорошо известны его "Сборник Цзунчжоу", а также довольно лирическое стихотворение "Размышляя о поэзии".

Источник: uk.wikipedia.org

Юань Хаовэнь жил и творил в весьма сложный период развития китайского общества. Он родился на территории чжурчжэньского государства Цзинь, был выходцем из рода Тоба, свои произведения писал на китайском языке, последний период жизни и творчества уже приходились на время завоевания Китая монгольскими племенами. Юань Хаовэнь был свидетелем существования на территории Китая нескольких государств, основными являлись вышеупомянутое государство Цзинь и династия Сун (960-1127 гг. - Северная Сун, далее - период Южной Сун, 1127-1279 гг.).

Примечательно замечание, имеющееся в разделе "Биография Юань Хаовэня" большой работы "История Цзинь", где указывается, что "Хаовэнь стал в своем роду наиболее выдающейся личностью" (273, с. 2638), проявив себя достижением больших успехов в учебе и художественном творчестве, создав неповторимые по форме и содержанию произведения, что привлекает исследователей.

Юань Хаовэнь состоял на государственной службе, обладал широкими знаниями в различных областях, именно ему принадлежит заслуга по созданию исторических записок по истории государства Цзинь. В словаре "Цыхай" при рассмотрении труда "История государства Цзинь" в 135 цзюанях, составленного чиновником династии Юань Токто (1314-1355 гг., второе имя - Даюн), делается ссылка на исторические труды Юань Хаовэня "Чжун чжоу цзи" ("Записки о Центральном округе") и "Сюй чэнь цза бянь" ("Различные сочинения годов сюй-чэнь"). Именно на основе указанных трудов Юань Хаовэня историк также юаньской эпохи Ван Э написал книгу "История Цзинь".

"Чжун чжоу цзи" в десяти цзюанях и одном приложении включает в себя стихотворные произведения двухсот сорока девяти поэтов. Юань Хаовэнь подобрал произведения, которые описывают события и жизненные обстоятельства, характерные для эпохи Цзинь. Он специально отобрал литературные сочинения, вскрывающие темные, порочные стороны общества того времени. Примечателен данный труд тем, что по каждому автору давалась краткая характеристика биографического характера, которая представлялась в связи с историческими событиями. В. М. Воробьев, ссылаясь на данный историко-литературный труд Юань Хаовэня, сообщает нам сведения о двухсот семнадцати поэтах периода Цзинь и существовании на период эпохи Цзинь ста цзюаней вышеупомянутых "Чжун чжоу цзи" (38).

В творчестве Юань Хаовэня мы видим непрерывность литературного процесса в Китае, который не прекращался даже в столь смутные и тревожные времена. Будет справедливым утверждение, что благодаря творческой деятельности Юань Хаовэня, поэзия на китайском языке не прекратила свое существование на территории чужеземного государства, каковым для Китая являлось Цзинь, тем более, что по указанию главы цзиньской династии была создана чжурчжэньская письменность. Данная письменность применялась наравне с китайской, в том числе на государственных экзаменах.

Юань Хаовэнь внес определенный вклад в развитие теории стихотворного творчества и стихосложения, создав теоретический труд "Рассуждения о стихах", ценность которого заключена не только в развитии теории, но и в содержании, тем более, что сам материал "Рассуждений" изложен в стихотворной форме, являясь предметом отдельного исследования.

Источник: Д. М. Масалимова, автореферат диссертации по филологии "Место творчества Юань Хаовэня (1190-1257 гг.) в литературе средневекового Китая"