Шао Яньсян (1933-2020) 邵燕祥

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениШао Янь-сян邵燕祥

КНР

 

ШАО ЯНЬСЯН (1933-ныне)

Китайский поэт и прозаик Шао Яньсян родился в 1933 г. Род его происходил из Чжэцзяна, но сам Шао появился на свет в Пекине. В 1948 г. он поступает в Бэйпинский юридический университет. В пятидесятых годах XX в. публикует сборники стихов "Пою тебя, Пекин" и "Уходя в далекую сторонку". В 1958 г. Шао Яньсян был ошибочно причислен к "правым элементам". В 1978 г. стал работать в журнале "Поэзия", позднее стал заместителем главного редактора. Среди его книг: "Исторические серенады", "На чужбине", "Поздние цветы", "И радость, и печаль", а также "Избранные стихи Шао Яньсяна".

Источник: "Азиатская медь", 2007

ШАО ЯНЬСЯН (1933-ныне)Шао Яньсян родился в 1933 г. в Шаосине провинции Чжэцзян. С 1946 г. публикует стихи. В 1950-е гг. были изданы поэтические сборники "Воспеваю город Пекин", "Уезжаю в дальние края", "Товарищам" и др. Его стихи, написанные в первые годы после создания республики, восторженно описывающие строительство промышленности, занимают особое место в истории литературы нового Китая. В 1956 г. Шао Яньсян, позволивший себе смело высказать собственное мнение о жизни общества, был причислен к "правым элементам" и лишен возможности творческой деятельности. Среди сборников, опубликованных в "новый период", отметим, такие как "Песня любви, посвященная истории", "С улыбкой прощаюсь с эпохой 70-х", "В дальних краях", "Свидетельствую молодости", "Запоздавшие цветы", "Годы и вино", "Сборник лирических поэм Шао Яньсяна" и другие.

Шао Яньсян всегда относился к поэтам, обладающим высоким чувством ответственности перед обществом. В начале 1950-х гг. поэт воспевает энтузиазм молодежи, отправившейся на поднятие целины, воссоздавая таким образом атмосферу эпохи бурного развития новой республики. После "возвращения" поэт приходит к выводу, что поэтика того периода не способна вместить сложный опыт познания и переживания жизни общества после ада "культурной революции". Можно говорить, что Шао Яньсян в некоторой степени распрощался с пафосом и открытой радостью, интонацией и художественными средствами, присущими его лирической поэзии прошлых лет, на смену им приходит волна возмущения и критики. Автор, описывая события жизни конкретного человека, отмечает следы и шрамы, которые реальная жизнь оставила на его теле и в его душе. Под пером поэта рождаются точные штрихи к истории и существующей реальности, он размышляет об особенностях менталитета китайской нации, культурных традициях и возможных путях дальнейшего развития. Такова основная тематика большинства его лирических поэм, в т. ч. "Кто я", "Великая стена", "Не нужно развалин", "Обойти землю", "С памятником говорю о героях" и др. Поэт с точки зрения исторического прогресса, благоденствия народа оценивает взлет промышленности Китая. Так, в стихотворении "Китайские автомобили призывают скоростные дороги" он выражает сожаление и возмущение о потерянных темпах развития китайского общества, об утрате людьми чувства собственного достоинства.

ШАО ЯНЬСЯН (1933-ныне)Написанное в конце 1970-х гг. стихотворение "Китайские автомобили призывают скоростные дороги" можно рассматривать как продолжение произведения 1950-х гг. "Китайские дороги призывают автомобили". Откликаясь на призыв государства к необходимости возрождения и дальнейшего продвижения вперед, поэт производит замену двух полных драматических противоречий образов - "автомобиль" и "дорога". Удачно подобранный бином автомобиль-дорога в полной мере обладает скрытой образностью. Причем образ "высокоскоростной дороги" является не просто символом строительства экономики, но выражает стремление автора к современным методам управления государством, использованию модернизированных способов производства и др., так необходимому для создания современной и сильной страны, соответствующей культурной среды в условиях политики "открытости и реформ". Единственным гарантом всего этого, по мнению поэта, является "высокая скорость". За счет богатой образности и насыщенной символики автору удается расширить художественное пространство произведения. Так, Шао Яньсян привлекает наше внимание не только к моменту радости и пафоса труда, строительство страны автор не сводит исключительно к рассмотрению с экономической точки зрения, для него укладка высокоскоростных дорог измеряется не в "парах рук", а в выражениях "как много страданий", "как много тягот", "как много крови". Поэт верит в силы народа, несломленного никакими невзгодами политических кампаний, и в произведениях связывает свои ожидания с пробуждением нации.


Известный поэт, писатель, родился в Пекине. Опубликованы поэтические сборники "Воспеваю Пекин", "В далекий край", "Любовная лирика к истории", "Поздно цветущий цвет", "Стихотворения и поэмы поэта Шао Яньсяна" и другие.

Источник: "Контуры ветра", 2018