Хэ Цифан (1912-1977) 何其芳

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениХэ Ци-фан何其芳He Qifang

Китайская республика - КНР

 

ХЭ ЦИФАН (1912-1977)

Китайский поэт и литературовед. Поэтический путь Хэ Цифана начинается в 1931 г., когда из родной провинции Чжэцзян он отправляется в Пекинский университет изучать философию. Это было время серьезных волнений среди студенчества, вызванных вторжением японских милитаристов в Маньчжурию. Хэ Цифан присоединяется к товарищам, участвует в их собраниях, пишет стихи и литературные эссе. Творческая дружба Хэ Цифана, Бянь Чжилиня и Ли Гуантяня помогает всем троим, и в 1936 г. они издают сборник "Сады Китая" ("Хань юань"), названный так в честь примыкавшей к университету улицы.

Война разбросала друзей в разные стороны. Хэ Цифан переезжает в Яньань, центр Освобожденных районов Китая, и включается в активную поэтическую и литературно-организаторскую работу. Он преподает в Академии имени Лу Синя, изучает марксистско-ленинскую эстетику, пишет литературоведческие и критические статьи.

Первую свою книгу, "Пророчество", Хэ Цифан публикует в 1945 г., включив в нее стихи, написанные в 1931-1937 гг. Первоначально сборник назывался "Облака", во-первых, свидетельствует автор, потому, что так называлось последнее стихотворение сборника, а во-вторых, стихи действительно как бы парили в пустоте. "Я, как Бодлер, устами путника твердил: "Я люблю облака, люблю легкие облака", но я увидел крестьян без земли, города и деревни, и решенье пришло само: "Всем сердцем тянусь к простой крыше из тростника и не люблю облака и луну, и звезды я не люблю".

И далее: "До войны Сопротивления, когда я писал "Облака", я жаждал самовыражения, жаждал высказать чувства свои, ощущения, иллюзии. Реальная жизнь помогла мне понять, что человек не имеет права на слепоту, он не может и не должен думать только о себе, и я стал отрицать так называемое "искусство для искусства". Эстетика поэта в "Пророчестве" действительно находилась под воздействием китайских декадентов, однако же и в те годы в его произведениях мы ощущаем тревогу за судьбу своего поколения и веру в грядущее обновление.

Стихи, написанные в годы войны, собраны в сборнике "Песни ночи" (1945), который в 1950 г. был переиздан, а в 1952 и 1953 гг. в несколько переработанном и дополненном виде дважды издавался под новым названием - "Песни ночи и песни дня". После выхода книги критика, как, впрочем, и сам автор, констатировала отход Хэ Цифана от концепции "чистого искусства" и выявила в книге следы борьбы "старого с новым в мировоззрении поэта", "чувства интеллигента, - как формулировал литературовед Лю Шоусун, - который, встав в революционные ряды, еще не нашел настоящего контакта с массами рабочих, крестьян и солдат".

Источник: "Сорок поэтов", 1978

ХЭ ЦИФАН (1912-1977)Хэ Цифан - поэт, ученый-литературовед.

Раннему творчеству Хэ Цифана были свойственны черты декаданса, которые поэт довольно быстро преодолел: он стал ощущать тревогу за судьбы молодого поколения, втянутого в войну. В своих широкоизвестных "Песнях ночи и песнях дня" (1945, 1952) поэт призывал к гражданской активности, бичевал язвы и пороки общества, воспевал "близкую победу". Живя и работая в Яньани, центре Освобожденных районов, Хэ Цифан преподавал в Академии имени Лу Синя, изучал марксистско-ленинскую эстетику, выступал с критическими работами.


Китайский поэт, литературовед и критик. ХЭ ЦИФАН (1912-1977)Родился 5 февраля 1912 г. в Ваньсяне провинции Сычуань.

Окончил факультет китайской литературы Пекинского университета (1935). Участвовал в походах 8-й Народно-революционной армии. В 1938 г. начал преподавать в Яньаньской академии искусств им. Лу Синя, в 1940-е гг. - декан литературного факультета. С 1959 г. - директор Института литературы АН Китая. После 1949 г. сосредоточил внимание на литературной критике, исследовании литературной теории и преподавании. Был членом Китайской федерации литературы и искусства.

Первый сборник стихов и прозы "Сновидения" опубликовал в 1936 г. Наиболее известны поэтические сборники "Предсказание" (1945) и "Песни ночи и песни дня" (1952). В стихах первого сборника заметно влияние Ш. Бодлера, "чистого искусства" и общества "Новолуние", в них звучат пессимистические мотивы. Темы стихов второго сборника - победа светлого начала в человеке. Автор сборников критических статей "Записки из Западного парка" (1953), "Наслаждение поэзией" (1964).

Скончался 24 июля 1977 г. в Пекине.

Источник: "Личности"