Оуян Сю (1007-1072) 歐陽修

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имени歐陽修欧阳修Ōuyáng Xiū
Второе имяЮн-шу雲舒云舒Yún-shū
Посмертное имяВэнь-чжун文中文中Wén-zhōng
ПсевдонимЛю-и цзюйши (Отшельник Лу-и, Один из шести отшельников)六一居士六一居士Liùyī jūshì
ПрозвищеЦзуй-вэн (Старый Бражник)醉翁醉翁Zuì-wēng

Династия Сун

 

ОУЯН СЮ (1007-1072)

Китайский государственный деятель, историограф, эссеист и поэт эпохи династии Сун. Родился в 1007 г. в Лулине, ныне Цзиань, провинция Цзянси (или Мианьян, Сычуань). Также известен под вторым именем Юншу, в конце жизни - под придуманным им самим прозвищем "старый пьяница" (醉翁), и как "Отшельник Люи" (六一居士), где Лю-и составлено из числительных "шесть" и "один", то есть "один из шести". Однажды, на вопрос, о каких "шести" идет речь, он ответил своему гостю, что в его доме всегда есть 10 000 книг, 1 000 древних свитков, в том числе времен династий Ся, Шан и Западная Чжоу, один гуцинь, один набор шахмат и один чайник вина. Проведший жизнь среди этих пяти, он шестой. Его многосторонние дарования ставят его вровень с деятелями европейского Возрождения.

Вместе с Фань Чжунъянем, своим учителем, руководил сунскими реформами 1040-х гг., предвосхитившими реформы Ван Аньши. В 1053 г. под его руководством была составлена хроника "Исторические записки о пяти династиях", а в 1060 г. один из важнейших трудов китайской историографии, "Новая история династии Тан". Также был автором крупнейшего палеографического труда эпохи "Собрание древних надписей с пояснениями", в котором привел и прокомментировал сотни древних надписей на металле и камне.

Он также знаменит как танский и сунский прозаик и поэт (мастер обоих поэтических жанров эпохи, ши и ци, в эссеистике известен также как создатель жанра шихуа (рассуждения о стихах). Его наиболее знаменитые в России прозаические работы - автобиографические "Записки хмельного старца" (1046) и "Биография Отшельника Лю-и" (1070).

Умер 22 сентября 1072 г. в Инчжоу, ныне Фуян, провинция Аньхой.

Источник: ru.wikipedia.org

ОУЯН СЮ (1007-1072)Великий сунский поэт, литератор, историк, художник и крупный политический деятель. В 1010 г., когда Оуян Сю было 3 года, умер его отец Оуян Гуань; семью покойного взял на попечение брат отца, Оуян Е, и перевез в Суйчжоу (Хубэй), к месту своей службы. В семье не хватало средств, и тогда мать Оуян Сю, госпожа Чжэн, лично взялась за первоначальное обучение сына - согласно легенде, преподавала ему грамоту, выводя тростинкой иероглифы прямо на земле; мальчик оказался очень способный: немного позднее, "прочитав книгу, уже постигал ее суть".

Одним из важнейших событий в жизни молодого Оуян Сю было знакомство (в 1016 г.) с сочинениями Хань Юя (768-824), которые он обнаружил "в корзине для испорченных бумаг" в доме жившей неподалеку семьи Ли, имевшей приличную библиотеку. Оуян Сю проштудировал все 6 цзюаней найденных текстов и сделал с них список: он исполнился глубокого уважения к незаслуженно забытому автору и пронес это уважение через всю жизнь. Хань Юй на многие годы стал для него авторитетом и образцом для подражания как в литературе, так и в делах службы.

В 1023 г. Оуян Сю выдержал областные экзамены. К этому времени его имя было уже известно среди людей образованных и склонных к книжной премудрости. И Оуян Сю направился в столицу - город Бяньцзин (на месте современного города Кайфэн провинции Хэнань), где, пройдя испытания первым, был зачислен в Гуанвэньгуань (одно из подразделений Государственного училища Гоцзыцзянь, готовившее соискателей к высшим экзаменам), а в январе 1030 г. принял участие в экзаменах на степень цзиньши и блестяще их выдержал, пройдя по списку первым; несколько месяцев спустя он получил первую в своей жизни чиновничью должность, в управлении наместника западной столицы (город Лоян провинции Хэнань). Именно здесь молодой ученый познакомился с многими знаменитостями. Особенно теплые отношения сложились у него с поэтом Инь Чжу (1001-1047), ставшим одним из первых единомышленников Оуян Сю в области изящного слова и продолжении дела Хань Юя в движении за "возрождение древнего" (фу гу), признанным лидером сунского этапа которого впоследствии стал Оуян Сю; он нашел в Инь Чжу друга и наставника и в общении с ним оттачивал мастерство владения прозой древнего стиля (гувэнь). Тогда же Оуян Сю близко сошелся и с поэтом Мэй Яочэнем (1002-1060), перед поэтическим талантом которого он преклонялся.

В 1034 г., завершив трехлетний срок службы в Лояне, Оуян Сю вернулся в столицу и был назначен в императорское книгохранилище, где стал готовить каталог книг из собрания Чунвэньюань. Оказавшись при дворе, молодой и амбициозный ученый-книжник немедленно включился в политическую борьбу - против министра Люй Ицзяня (979-1044) и его приверженцев, которые, как считали Оуян Сю и его единомышленники, бесконтрольно захватили власть, вовсе не заботясь о благе народа и страны. Оуян Сю горячо поддержал Фань Чжунъяня (989-1052), в 1036 г. в докладе на высочайшее имя, называвшемся "Сы лунь" ("Четыре суждения"), обличившего Люй Ицзяня как узурпатора и - через это пострадавшего (Фань Чжунъянь был лишен всех постов и выслан на службу в провинцию); поэт написал письмо цензору Гао Жо-на (XI в.), где укорил его за то, что тот ничего не сделал для защиты достойного сановника, называя поступок Гао Жона "делом позорным, доселе неслыханным", а себя - приверженцем Фань Чжунъяня. Оуян Сю вторили Инь Чжу и Юй Цзин (1000-1064), также служивший в императорской библиотеке; однако высочайшее решение осталось непреклонным, а когда Гао Жо-на предъявил письмо императору, Оуян Сю также попал в опалу и был отослан от двора - начальником Илина (провинция Хубэй). Будучи в опале, Оуян Сю по личной инициативе составил "Синь У-дай ши" ("Новая история Пяти династий"), отличающуюся от предыдущих исторических сочинений такого характера, например, тем, что в ней фигурируют лица, названные бескомпромиссным автором бунтовщиками и изменниками. Возможность вернуться ко двору Оуян Сю получил лишь в 1040 г. - на прежнюю должность, а также в свиту наследника престола - и продолжил работу над каталогом, который закончил в 1041 г. Все это время он постоянно подавал доклады трону с суждениями о делах правления, но ни один из них не был принят к серьезному рассмотрению - потеряв надежду быть услышанным и, следовательно, полезным, Оуян Сю сам подал прошение о переводе в провинцию и в 1042 г. получил назначение в Хуачжоу (провинция Хэнань).

В 1043 г. император Жэнь-цзун (на троне 1023-1064) после поражения в войне с тангутами и заключения позорного мира, согласно которому Сунская империя шла не только на территориальные уступки, но еще обязывалась платить ежегодную большую дань, был вынужден произвести при дворе определенные перестановки. Оуян Сю, к суждениям которого при дворе ранее не прислушивались, весной этого года был возвращен ко двору и в числе др. шестерых оппозиционеров получил назначение в цензорат: был назначен главой этого учреждения. Вскоре Люй Ицзянь ушел в отставку, и к власти пришел Фань Чжунъянь и его сторонники. Назначение Фаня произошло не без прямого влияния Оуян Сю, с мнением которого император теперь считался: "Каждый раз, когда [Оуян Сю] получал аудиенцию, император расспрашивал его о делах управления, которые следует осуществить, и многое по его [советам], что называется, натягивалось или отпускалось", что, конечно, нравилось далеко не всем, и сунская история говорит об этом так: "В своих суждениях Сю был искренен и прям, потому все смотрели на него как на врага, и лишь император поощрял его смелые речи". Новоиспеченного цензора ожидал стремительный взлет: в то время номинальной должностью Оуян Сю была должность чиновника седьмого ранга, которому полагалось официальное платье зеленого цвета, но император, желая особо отметить Оуян Сю, даровал ему право носить одежду красного цвета (что являлось привилегией чиновников пятого класса и выше). "Где взять таких людей, как Оуян Сю?" - говаривал [император] приближенным". Однако взлет был недолгим. В 1045 г., после отставки Фань Чжунъяня, Оуян Сю был скомпрометирован, и, хотя обвинение это не получило никакого подтверждения, оклеветанный Оуян Сю был отправлен в отставку и послан управлять областью Чучжоу (провинция Аньхой). Там он провел два года, после чего последовали переводы в Янчжоу (провинция Цзянсу), а в 1049 г. - в Инчжоу (провинция Аньхой). Прошло целых пять лет, прежде чем Оуян Сю получил возможность вернуться ко двору, и именно эти годы подарили миру такие произведения, как "Цзуй вэн тин цзи" ("Записки о беседке Пьяного Старца" или "В беседке Пьяного Старца" в переводе В. М. Алексеева), "Фэн лэ тин цзи" ("Записки о беседке Фэнлэтин" или "О моем павильоне Роскошного Довольства" в переводе В. М. Алексеева) и другие, составившие славу сунской литературы, а сам Оуян Сю в это время взял себе литературный псевдоним Цзуйвэн (Пьяный старец) и выстроил беседку с таким же названием (1046 г.). Его литературная репутация крепла - в столицу он приехал в ореоле славы. "Император, увидев седину в его волосах, разговаривал с [Сю] весьма участливо", в 1050 г. Оуян Сю был назначен в палату Лунтугэ ("Палата драконовых картин") и в аппарат наместника Дамина, но через два года скончалась его мать, и Сю, как почтительный сын, удалился со службы, чтобы носить траур. Окончательное возвращение Оуян Сю ко двору произошло лишь в 1054 г., когда он стал членом придворной Ханьлинь академии и получил распоряжение о составлении новой истории династии Тан. В 1055 г. Оуян Сю ездил посольством к киданям - по случаю восхождения на трон Дао-цзуна (на троне 1055-1100), очередного ляоского монарха из рода Елюй. Кидани приняли его с большим почетом. По возвращении Оуян Сю представил трону "Бэй ши юй лу" ("Записи рассказов северного посланника").

В 1056 г. был назначен главным столичным экзаменатором. И несмотря на недоброжелательность придворных, он блестяще провел экзамены, настаивая на своем понимании того, какими умениями в первую голову должны в совершенстве владеть претенденты на степень цзиньши; следуя своим литературным предпочтениям в прозе древнего стиля, Оуян Сю выделял тех, в которых видел единомышленников, и не давал дороги писавшим начетническим вычурным стилем; именно на этих экзаменах победу одержали известные сунские литераторы Су Ши и Су Чэ, продемонстрировавшие великолепное знание канонических сочинений.

Следующий год Оуян Сю провел на посту правителя столицы, который принял из рук прославленного своей справедливостью и прозорливостью сунского чиновника Бао Чжэна (999-1062), впоследствии обожествленного и ставшего героем романов и пьес. В этом же году император даровал ему свиток с собственноручно написанными иероглифами вэнь жу "просвещенный конфуцианец". В 1060 г. было закончено составление "Синь Тан шу" ("Новая история [династии] Тан").

За свою жизнь Оуян Сю занимал при дворе многие должности: он был и первым помощником начальника Департамента государственных дел (Шаншушэн), и начальником Военного департамента, и наставником наследника трона. Но в 1067 г. Оуян Сю вновь оклеветали, распустили слухи о его незаконной связи с женой сына. Это было очень тяжелое обвинение, достаточное для того, чтобы лишиться любых постов; однако и здесь доказательств не нашлось, а авторитет Оуян Сю был столь велик, что он, хотя вокруг поэта и сложилось кольцо социального отчуждения, почти изоляции, удержался на службе, да и император, которому поэт подал несколько прошений разобраться в этом деле, в конце концов не поверил в его виновность: "Шэнь-цзун вник в клевету и отринул ее". Однако сам Оуян Сю, несмотря на то что император лично провел расследование и установил его невиновность, в подобных обстоятельствах не мог оставаться при дворе - он испросил перевода в провинции, сначала управлял областью Бочжоу (Аньхой), а потом Цинчжоу. Именно здесь Оуян Сю вступил в конфликт со своим другом и протеже Ван Аньши (1021-1086), ставшим в то время министром и приступившим к осуществлению реформ. Оуян Сю решительно воспротивился одному из нововведений, а именно так называемым "деньгам на ранние всходы" (цин мао фа), и запретил проводить эту реформу на территории подконтрольной ему области. Он дважды подавал доклады, в которых разъяснял свою позицию, но ни на один не получил ответа. Последним местом его службы стала область Цайчжоу (Хэнань), и именно здесь Оуян Сю принял второй свой литературный псевдоним - Люи цзюйши (Отшельник Люи).

На склоне жизни Оуян Сю, традиционно сославшись на старость и болезни, наконец получил после многочисленных просьб отставку и отправился в поместье в Инчжоу, красота мест которого столь пленила его еще в середине 1050-х, тут Оуян Сю и провел остаток дней - он умер в 1072 г., меньше, чем через год после ухода со службы.

Влияние масштабной личности Оуян Сю на последующее развитие китайской культуры велико, многогранность его деятельности удивительна. В качестве государственного мужа он настойчиво проводил в жизнь возрождение принципов классического конфуцианства, по выражению сунской династической истории, "всю жизнь говорил людям правду без утайки", не смущаясь ни положением, ни происхождением оппонента, выдвигал на государственные должности людей исключительно способных, стоящих, даже если и не во всем разделял их взгляды. Найдя учителя в Хань Юе и став признанным лидером литературного реформаторского движения своего времени, Оуян Сю своими выдающимися прозаическими сочинениями создал себе настолько высокую репутацию в первую очередь как стилист и оригинальный мыслитель, что вошел в число "Тан Сун ба да цзя" ("Восемь великих литераторов эпох Тан и Сун"), а его гувэнь, проза древнего стиля, стала образцом безупречности для множества последующих поколений китайских книжников. Утверждая вслед за Хань Юем в сочинительстве индивидуальность стиля, ясность и логичность мысли с одновременным владением культурным багажом предшествующих эпох, Оуян Сю был убежден, что в основе любого художественного творчества должно лежать постижение дао, слияние с абсолютом и в конечном счете то самое, стоящее за пределами слов наитие, о котором писал танский Сыкун Ту (837-908), и именно этому должно быть подчинено произведение, а не причудливой лишь форме, заслоняющей собой содержание. "Но вот появился Оуян [Сю], и после него [этот стиль] был выметен без остатка. С тех пор хотя среди образованных людей одни пишут искусно, другие грубо, однако большинство их приближается к древней [простоте]… Можно сказать, что заслуга Оуян [Сю] велика", - писал о влиянии Оуян Сю на современный ему литературный процесс Лу Ю (1125-1210) в своем путевом дневнике "Жу Шу цзи" ("Поездка в Шу", пер. Е. А. Серебрякова). Оуян Сю оставил после себя более 500 произведений изящной прозы различных жанров - и в первую очередь благодаря им, а не стихам или историческим штудиям, он известен в Китае и за его пределами.

Как историк - в "Синь Тан шу" и "Синь Удай ши" - Оуян Сю раздвинул привычные границы жанра официальных исторических сочинений, включив туда сведения о тех лицах, которые обычно замалчивались из идеологических или попросту цензурных соображений; в области изучения классических текстов он призывал обращаться непосредственно к оригиналу, не придавая существенного значения толкованиям и комментариям последующих времен - ибо сказанное в каноне должно быть понятно и постижимо само по себе, именно к простоте и лаконичности изложения исторических фактов в канонических сочинениях (например, в "Чунь цю") следует стремиться. Известны изыскания Оуян Сю и в области археологии и эпиграфики - его сочинение "Цзи гу лу" ("Записи о собранных древностях", 1063) охватывает документальные свидетельства (надписи на камнях, утвари, стенах храмов и др.), начиная с эпохи Чжоу (XI-III вв. до н. э.) и до правления династии Тан, а в книжном собрании Оуян Сю, по свидетельствам современников, насчитывалось более 10 тысяч томов разнообразных сочинений.

Наследие Оуян Сю велико и разнообразно. До наших дней дошли собрания его прозы "Цзюй-ши цзи" ("Собрание отшельника") в 50 цзюанях (известны три ксилографа - сунский, минский и цинский) и "Оуян Вэнь-чжун гун цзи" ("Собрание господина Оуян Вэнь-чжуна") в 153 цзюанях (сунский, три минских и один цинский ксилограф). Сохранилось также значительное число стихотворений - собрание цы "Лю-и цы" ("Цы [отшельника] Лю-и") в 3 цзюанях (сунский и минский ксилографы), около 100 цы вошло в состав "Цюань Сун цы" ("Полное собрание цы [эпохи] Сун"), а в антологии "Цюань Сун ши" ("Полное собрание поэзии/стихотворений [эпохи] Сун") содержится 22 цзюаня стихотворений Оуян Сю в старом стиле (всего же до наших дней дошло более 800 стихотворений поэта и более 200 его цы). Также сохранилось и вышедшее из-под кисти Оуян Сю первое произведение в жанре шихуа ("рассуждение о стихах") - "Лю-и цзюйши шихуа" ("Шихуа отшельника Лю-и").

Источник: Синология.ру, автор: И. А. Алимов