Ван Аньши (1021-1086) 王安石

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениВан Ань-ши王安石王安石Wáng Ānshí, Wang An-shih
Второе имяЦзефу介甫介甫Jiè fǔ
Посмертное имяВан Цзингун王荊公王荆公Wáng Jīnggōng
ПрозвищеБаньшань半山半山Bànshān

Династия Сун

 

ВАН АНЬШИ (1021-1086)

Выдающийся китайский государственный деятель, реформатор, экономист, прозаик и поэт, автор "нового политического курса" (синьфа, 新法) - программы реформ фискальной администрации, вызвавшей раскол среди сунских интеллектуалов. Реформы были частично проведены благодаря поддержке императора Шэнь-цзуна; среди сторонников Вана был также крупнейший ученый Шэнь Ко. Однако значительная часть представителей интеллектуальной элиты и бюрократического истеблишмента усматривали в них угрозу для существования империи. Среди противников Вана были такие выдающиеся личности как Сыма Гуан, Су Ши и Оуян Сю.

Чрезвычайно одаренный от рождения, Ван Аньши получил хорошее образование уже в юном возрасте, столь же рано сумел сформировать свои политические взгляды и идеалы. До наступления совершеннолетия много сопровождал своего отца в поездках по Китаю, где познакомился с заботами и нуждами простого народа. После успешной сдачи экзаменов служил около 10 лет на должности наместника в различных провинциях Китая. В 1069 г. был назначен на должность первого министра. Пользуясь властью нового положения, обеспечивает проведение закона, который ограничивает произвол крупных землевладельцев. Благодаря этому, удается смягчить разрушительное последствие экономического кризиса в сельском хозяйстве.

Под давлением вдовствующей императрицы Гао (Гао тайхоу, 1032-1093), поддерживающей группировку консерваторов, ее сын, император Шэнь-цзун (на троне 1067-1085) дважды удалял Ван Аньши от двора (1074 и 1076) и лишал его поста первого министра. Последние годы жизни Ван Аньши провел в своей усадьбе в горах на окраине Цзяннина (нынешний город Нанкин), посвятив себя поэтическому творчеству и беседам с буддийскими монахами. В 1085 г. он узнал о приходе к власти его политического противника, главы группировки консерваторов Сыма Гуана (1018-1086), и от душевных переживаний у него обострилась чахотка, мучившая его уже много лет. Больше года он был прикован к постели, и в 1086 г. в возрасте 65 лет скончался.

Личность реформатора получила резко негативную оценку в традиционной китайской историографии (на него, в частности, возлагалась ответственность за падение династии Сун), и при жизни его труды (нередко политически конъюнктурные) напечатаны не были. Тем не менее, Ван Аньши, более всего в истории китайской литературы прославившийся своей прозой, известен как один из "восьми великих авторов [эпох] Тан и Сун".

Разногласия вокруг реформ Ван Аньши были, по сути, столкновением между двумя типами мировоззрений. Понятие о характере разногласий дает публичный (перед императором) спор в 1067 г. между Ван Аньши и Сыма Гуаном, записанный последним. Обсуждается петиция двух префектов, не смеющих принять дары в честь церемонии жертвоприношения:

Сыма: Страна находится в тяжелом финансовом положении и страдает от бедствий всякого рода. Следует сократить ненужные расходы. Высокие чиновники, приближенные к трону, должны стать в этом примером. Посему просьбу об отклонении даров следует удовлетворить.

Ван: Наша страна богата ресурсами. Дары, преподносимые чиновникам, мизерны по стоимости. Если прекратить дарование по соображениям экономии, это не обогатит страну, но только нанесет ущерб престижу правительства. В прежние времена, когда Чан Гунь отказался от награды, его современники сочли, что причиной тому была его уверенность в том, что его просьба останется без ответа. С двумя нынешними чиновниками, отказывающимися от наград, тот же самый случай. А нынешний дефицит в казне отнюдь не катастрофичен.

Сыма: Чан Гунь отказался от поста из смирения. Не намного ли он лучше тех, кто держатся за свои посты из жадности? Наша страна испытывает дефицит в казне со времен правления Чжэнь-цзуна (997-1022). В последние годы ситуация особо напряженная. Каким образом Вы умудряетесь утверждать обратное?

ВАН АНЬШИ (1021-1086)Ван: Дефицит в казне - оттого, что правительство не нашло хорошего специалиста по финансам.

Сыма: Финансовые эксперты только и делают что налагают тяжелые налоги, которые раздражают людей и высасывают их достаток. В результате простой народ разоряется и становится беженцами или бандитами. Где же в этом благо для государства?

Ван: Такие действия как раз не характеризуют эксперта. Финансовый эксперт способен собрать в казну более чем достаточно средств - без облагания простых людей тяжелыми налогами.

Сыма: Именно эти слова использовал Сан Хунъян чтобы обмануть императора У. Сыма Цянь записал их только для того, чтобы показать наивность императора. Количество вещей, производимых Небом и Землей, ограничено. И они принадлежат либо народу, либо правительству. Богатства, которые Сан Хунъян собрал в казну, были отобраны у простых людей. Откуда бы им еще взяться? Если бы все было так, как он говорил, почему же к концу правления У-ди было так много восстаний, которые пришлось подавлять войскам? Не оттого ли, что нищета принуждала людей к бандитизму? Как же Вы могли принять его слова за истинные?

Весьма показательным является также письмо, направленное Вану Сыма Гуаном в 1070 г., в 27 день 2-го месяца: в нем, в частности, Сыма признает, что "не верит в клевету, распускаемую врагами Вана"; однако основным содержанием письма становится критика его финансовой политики, с призывом прислушаться к недовольству народа. Среди прочего Сыма апеллирует к Конфуцию, утверждавшему, что "благородный муж говорит о морали, и только низкий люд - о прибыли".

В своем ответе Ван апеллирует к примеру Пань Гэна (盤庚, Pán Gēng), монарха династии Шан, который перенес столицу государства в Инь - несмотря на протесты чиновников и народа. Согласно Вану, это было сделано не авторитарным путем, а после надлежащего обсуждения при дворе.

Источник: ru.wikipedia.org

ВАН АНЬШИ (1021-1086)Выдающийся китайский социальный реформатор, государственный деятель, философ-конфуцианец, литератор и филолог. Родился в семье мелкого чиновника, уже в 1042 получил высшую ученую степень цзинь ши, дважды занимал пост канцлера (цзай сян), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-1076 гг. проводил реформы, направленные на усиление контроля государства над экономикой и общественной жизнью: натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом; вводились централизованное регулирование цен и государственные ссуды под залог будущего урожая; сельское население сводилось в иерархию численно упорядоченных объединений, связанных круговой порукой и ополченческими обязанностями (система бао цзя). Данные мероприятия, обосновывавшиеся благом народа (минь) и имевшие целью ограничение влияния чиновной знати и крупных землевладельцев, в то же время вели к монополизации государством ключевых сфер торговли и ремесленного производства, подавлению их частных форм. Деятельность Ван Аньши вызывала сопротивление многих видных его современников, среди которых были крупнейшие представители китайской культуры - Оуян Сю, Сыма Гуан, Су Ши, Шао Юн, Чэн Хао, Чэн И и других. Эта борьба получила широкое и разноречивое отражение как в идеологической, так и в художественной литературе Китая.

Будучи в основе конфуцианской, в частности ориентированной на утопический идеал системы "колодезных полей" (цзин тянь), социально-политическая программа Ван Аньши включала в себя утилитаристские принципы легизма: опору на законы (фа), в особенности карательные ("суровые наказания за малые проступки"), поощрение воинской доблести (у), отказ от признания абсолютного приоритета "древности" (гу) над современностью. Теоретически обосновывая свою программу (предполагавшую также усиление практической направленности системы образования и государственных экзаменов), Ван Аньши создал "новое учение" (синь сюэ), основанное на оригинальной интерпретации трех конфуцианских канонов - "Ши цзина", "Шу цзина" и "Чжоу ли", последний из которых в области социально-политической идеологии он ставил выше предпочитавшейся тогда конфуцианцами канонической летописи "Чунь цю". Из соответствующих экзегетических произведений Ван Аньши сохранился лишь трактат "Чжоу гуань синь и" ("Новый смысл чжоуского управления"), посвященный "Чжоу ли". В области онтологии вместо сложной комбинаторики 64 гуа "Чжоу и" Ван Аньши стремился использовать более простую схему "пяти элементов" (у син), содержавшуюся в "Хун фане", что отражено в его главном философском сочинении - комментарии к этому тексту ("Хун фань чжуань"). Интерес Ван Аньши к даосизму, проявившийся в создании комментария (чжу) к "Дао дэ цзину" (сохранились фрагменты) и сочувственного эссе о Чжуан Чжоу, послужил для Чжу Си (XII в.) поводом к упрекам Ван Аньши в подверженности даосскому влиянию. Интерпретируя "Дао дэ цзин", Ван Аньши трактовал дао как общемировую субстанцию, "телесную сущность" (ти) которой составляет покоящаяся "изначальная пневма" (юань ци), а "проявление" (юн) - движущаяся всенаполняющая (чуя) "пневма" (ци). "Покой" (цзин) - "господин движения" (дуя), высшей закономерностью которого является "предопределение" (мин). В мире движущихся и постоянно изменяющихся вещей все проникнуто парами противоположностей (оу дуй) по модели инь - ян и подчинено бесконечным взаимопорождениям и взаимопреодолениям "пяти элементов", которые конкретизировались Ван Аньши в 12 категориях: времена, места, материалы, пневмы, [индивидуальные] природы (син), [телесные] формы (син), дела (ши), чувства (цин), цвета, звуки, запахи, вкусы. "Дух" (шэнь) способен отрешиться от этой расчлененности и вернуться к изначальному "покою", хотя он и производен от "телесной формы": он "рождается от [индивидуальной] природы, [индивидуальная] природа - от подлинности ("искренности" - чэн), подлинность - от сердца (синь)". Ван Аньши считал, что "[индивидуальная] природа" человека нейтральна по отношению к категориям "добра" и "зла", которые приложимы лишь к ее деятельному проявлению - "чувствам". Отсюда он выводил возможность активного педагогического, юридического, экономического и политического воздействия на людей и изменения их привычек, обусловленных "чувствами".

Эксперименты Ван Аньши были прекращены после его отставки, но его социально-политические взгляды продолжали оказывать существенное влияние на многих средневековых китайских мыслителей, в том числе на Ван Янмина (XV-XVI вв.), а в конце XIX - начале XX в. - на реформаторов нового типа Кан Ювэя, Лян Цичао и других. Модернизированный вариант идеологической аргументации Ван Аньши - тезис об "огосударствлении" основных сфер экономической и общественной жизни для ограничения частного "произвола" и во имя блага народа, интересы которого неотделимы от интересов надклассового общества - государства, присутствует в доктринах ряда политических течений Китая XX в., прежде всего Гоминьдана и Государственной социалистической партии. Однако распространенные в литературе оценки Ван Аньши как этатиста-социалиста, провозвестника государственного капитализма исторически некорректны.

Источник: Синология.ру, автор Кобзев. А. И.

Ван Аньши - выдающийся государственный деятель, реформатор, поэт, прозаик, философ. Яркая, неординарная личность, оценка его роли в китайской истории по сей день вызывает горячие дискуссии. Поражал современников исключительной эрудицией и феноменальной памятью. Родился в семье мелкого чиновника. В 1042 г. сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши, после чего начался стремительный взлет его карьеры. В 1058 г. подал доклад императору, где предлагал начать реформы в стране. В 1067 г. стал академиком императорской академии Ханьлинь. Взошедший на престол в 1068 г. Шэнь-цзун (на троне 1068-1086) столкнулся с необходимостью серьезных преобразований в стране и стал приближать к себе приверженцев реформ. В 1069 г. Ван Аньши назначен первым министром (цзайсян). В 1069-1076 гг. проводил реформы, направленные на увеличение доходов казны, ограничение сферы интересов частного собственника и всестороннее укрепление государства. Их можно разделить на финансовые, военные, земельные, судебные, административные реформы и реформы системы образования. Из-за бурного протеста против реформ среди высокопоставленных чиновников и придворных интриг был вынужден в 1074 г. подать в отставку, однако в 1075 г. вновь назначен на пост цзайсяна. Окончательный уход Ван Аньши с этого поста в 1076 г. ознаменовал собой полное поражение реформаторов. Последние годы жизни провел в своей усадьбе в горах на окраине Цзяннина, посвятив себя поэтическому творчеству и беседам с буддийскими монахами. Именно на склоне жизни заиграл всеми гранями литературный талант этого незаурядного человека: поэтические произведения, написанные в 1076-1086 гг., вошли в золотой фонд китайской литературы.

В дошедшем до нас "Линчуань сяньшэн вэньцзи" ("Собрание сочинений учителя из Линьчуани") содержатся разнообразные по характеру произведения: доклады императору, письма, комментарии к классикам, эпитафии и стихи. Более всего Ван Аньши прославился в истории китайской литературы как выдающийся мастер прозы. Один из "восьми великих авторов Тан и Сун" наряду с Хань Юем (768-824), Лю Цзун-юанем, Оуян Сю, Су Ши, Су Сюнем (1009-1066), Су Чэ и Цзэн Гуном (1019-1083).

Среди прозаических произведений широкую известность получил доклад императору "Вань янь шу" ("Доклад в десять тысяч слов", 1058), главные положения которого легли в основу реформаторской программы. Сохранилось 94 доклада (бяо), представленные Ван Аньши императору по определенным вопросам. Традиционно входят в китайские хрестоматии "Ян Мо лунь" ("Рассуждение о Ян [Чжу] и Мо [Ди]"), "Ю Баочаньшань цзи" ("Описание путешествия на гору Баочаньшань") и "Да Сыма цзянь и шу" ("Отвечаю Сыма Гуану"), где автор анализирует обвинения, выдвинутые против него известным государственным деятелем Сыма Гуаном (1019-1086), и отстаивает свои политические принципы. Письма (шу) вообще широко представлены в наследии Ван Аньши и отличаются лаконичностью и изящностью стиля, логичностью и исключительной силой убеждения. Среди комментариев к классическим книгам, составленных Ван Аньши, наиболее известны комментарии к "Ши цзину", "Шу цзину" и "Чжоу ли", получившие название "Сань цзин синь и" ("Новая сущность трех канонов").

Сохранилось около 1300 его стихотворений в жанре ши, среди которых около 900 - "уставные стихи" (люйши), подчинявшиеся строгим законам чередования ровного и модулирующих тонов. "Стихов в древнем стиле" (гу ти ши), где закон чередования тонов игнорировался или соблюдался в небольшой степени, более 300.

Ван Аньши создал также 29 стихотворений в жанре цы, наиболее известные - цы на историческую тему "Цзиньлин хуай гу" ("В Цзиньлине думаю о древнем") на мотив "Гуйчжисян" ("Аромат коричного дерева"). Был одним из первых авторов, расширивших тематику цы, оказавшись предвестником Су Ши и Синь Цицзи.

В творчестве Ван Аньши можно выделить два этапа - стихи, написанные в период службы, и стихи, созданные на покое. В ранний период отдавал предпочтение стихам в древнем стиле или уставным стихам крупной формы. Немало произведений, написанных в период службы в провинции, выражают сочувствие народу, тревогу за будущее общества. В стихотворении "Хэбэй минь" ("Народ Хэбэя") он пишет о том, как власти вымогают дополнительные налоги с крестьян провинции Хэбэй, граничившей с киданьским государством Ляо (916-1125) и тангутским Си Ся (1032-1227), под предлогом уплаты дани северным соседям.

Ранние стихи Ван Аньши обладают яркой политической окраской и могут служить источником изучения его политических взглядов, его идеалов государственного деятеля. Таково стихотворение "Шан Ян", посвященное знаменитому государственному деятелю, одному из основоположников легизма Гунсунь Яну (390-338 до н. э.), где он не просто преклоняется перед личностью своего героя, но и воспевает его методы управления народом. Известно, что Ван Аньши использовал многие положения доктрины Шан Яна в своей реформаторской программе (прежде всего тезис о важности закона в управлении государством и о суровости наказаний даже за мелкие проступки). О большом интересе Ван Аньши к теме исторических личностей свидетельствуют сами названия его стихов - "Чжан Лян", "Сыма Цянь", "Кун-цзы", "Цинь Ши-хуан".

В последние годы жизни поэт почти не создает стихотворений с изложением своих политических взглядов - они уступают место философским размышлениям и пейзажной лирике. Он живет тихой, размеренной жизнью на лоне природы, пишет много коротких стихов в жанре ши. Свои переживания, связанные с вынужденным уходом от общественной жизни, психологическое состояние, философское восприятие мира Ван Аньши удалось передать в емких и выразительных четверостишиях (цзюэцзюй). Такие стихотворения, как, например, "Цзян шан" ("На реке"), по праву можно отнести к шедеврам его поэзии. Тонкое мастерство в изображении природы, всегда свойственное Ван Ань-ши, в последние годы приобретает еще большую изысканность и утонченность. Стихи этих лет полны раздумий о жизни и судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании. Горькие размышления о мимолетности жизни передаются в образах облетевших цветов ("Бэй бэй син хуа" - "Цветы абрикоса на северном берегу озера").

Многие стихи проникнуты настроениями, свойственными лирике Тао Юань-мина; вино и цветы - постоянные темы его поэзии последних лет. В таких произведениях, как цы на мотивы "Хуаньсиша" и "Пусамань", жизнь на лоне природы противопоставляется суете, бремени забот чиновника (образ мха как символа всеразрушающего времени характерен для его поэзии). В эти годы Ван Ань-ши увлекся чань-буддизмом и создал ряд стихотворений, насыщенных буддистской терминологией (цы на мотивы "Ван Цзяннань" - "Смотрю на Цзяннань"; "Наньсянцзы"). Взгляды Ван Аньши носили во многом синкретический характер, что делало возможным трактовку в рамках одного цикла и даосских, и буддистских идей ("Лян син" - "Два иносказания"). Последний период жизни считается расцветом его творчества, а четверостишия - жемчужиной его поэзии.

Исключительная образованность Ван Аньши способствовала широкому использованию в его произведениях реминисценций и исторических намеков. Вместе с тем его стихи отличаются ясностью, простотой языка и изящностью стиля, что сделало их хрестоматийно известными. Большое влияние на него оказали танские поэты, особенно Ду Фу и Ван Вэй. Несмотря на резко негативную оценку его преобразований в традиционной китайской историографии, его литературный талант никогда не оспаривался. Он был признан выдающимся поэтом еще при жизни, и его стиль вызвал множество подражаний как у современников, так и у поэтов последующих поколений.

Источник: Синология.ру, автор Коробова А. Н.