Мазепус В.В.

1947-2006

Мазепус В
Физик-теоретик, музыковед, переводчик, композитор.

 

Владимир Владимирович Мазепус родился 15 января 1947 г. в деревне Спирово Тверской области. Жил в Свердловске, был кандидатом в молодежную сборную страны по плаванию. В 1962 г. приехал в Академгородок (г. Новосибирск) и поступил на работу в Институт ядерной физики СО АН СССР (он проработает здесь до 1999 г. в должностях от лаборанта до старшего научного сотрудника). Параллельно сдал экстерном экзамены за среднюю школу и окончил физический факультет Новосибирского Государственного Университета (1970). Был вольным слушателем филологического факультета: математическая лингвистика, старославянский, латынь, древнегреческий, а позднее - китайский языки. Серьезно изучал философию, историю (особенно древнюю - Египет, ассировавилонская культура, Индия, Китай; средневековая Европа), литературу - особенно ценил поэзию. Прекрасно играл на фортепьяно и сочинял авангардную и медитативную музыку. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Микроскопические модели в теории вращения атомных ядер".

Деятельность Мазепуса в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки началась в 1983 г. В 1990 г. он стал сотрудником только что открывшейся кафедры этномузыкознания, в 1992 г. был утвержден в ученом звании доцента. С 1993 г. возглавил деятельность Центра этномузыкологических исследований НГК, в 2000 г. реорганизованного в Лабораторию системных исследований этномузыкальных культур.

Сфера музыковедческих научных интересов В. Мазепуса была чрезвычайно обширной; она включала этномузыкологию, музыкальную синологию, проблемы художественной рефлексии, структурные и физико-математические методы исследования музыки. Ему принадлежит разработка нового методологического комплекса, включающего универсально-грамматический подход, артикуляционную классификацию этномузыкальных тембров и ее акустическую поддержку, методы сравнительно-исторического и ареального исследования сибирских культур, развивающихся в рамках теории интонационной культуры этноса. По этим направлениям им опубликовано более 60 научных работ.

В Новосибирской консерватории Мазепус читал им же разработанные шесть уникальных спецкурсов ("Системные методы анализа текста", "Практические методы сегментации и дистрибутивного анализа", "Музыкальная культура Китая", "Артикуляционный анализ тембров", "Основы стиховедения", "Введение в сравнительно-историческое языкознание"), а также занимался изучением музыкальной культуры народов Сибири (теленгитов, ненцев, шорского этноса, алтайцев, бурят, тофаларов) и Китая. В 2000 г. Мазепус оставил теоретическую физику, чтобы возглавить созданную им лабораторию системных исследований этномузыкальных культур. Созданное им новое научное направление и успехи его школы в музыковедении получили международное признание, а сам он был избран членом бюро Научного совета по фольклору Российской Академии Наук. За время работы В. Мазепуса в консерватории успешно защитили диссертации семь его учеников.

Помимо этого, Владимир Владимирович читал лекции по специальным разделам в Институте филологии СО РАН, публичные лекции по китайской поэзии и музыке в Доме Ученых СО РАН, делал доклады на специальных семинарах и конференциях по результатам изучения музыкального фольклора.

Мазепус также известен как переводчик. В 1994 г. вышла книга его переводов классиков чань-буддийской китайской поэзии - Ван Вэя и не переводившегося ранее в России Цзяожаня, переводов, получивших высочайшую оценку ведущих российских синологов.

Кроме того, в разные годы жизни Мазепус создал ряд музыкальных сочинений, среди которых Соната для флейты соло, "Четверостишия" (Из китайской поэзии V-X веков) для голоса без сопровождения, цикл форпепианных миниатюр и др.

Умер 2 декабря 2006 г.

Источник: aenigma.ru, media-nsglinka.ru