Васильев В. П.

1818-1900

Васильев В.П.
Русский учёный-синолог, буддолог, санскритолог. Академик Петербургской АН (1886; член-корреспондент - 1866). Декан Восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1878 - 1893).

 

Сын мелкого чиновника, родился 20 февраля (4 марта) 1818 года в Нижнем Новгороде. В шестилетнем возрасте был οтдан в уездное училище и окончил здесь курс в первый раз в 9 лет, после чего был определён в Нижегородский уездный суд на должность копииста; но после указа 1827 года, которым дозволялось зачислять на государственную службу молодых людей не ранее 14-летнего возраста, опять был определён в уездное училище - в третий класс, из которого в 1828 году был переведён в гимназию.

 

По окончании гимназии в 1834 году поступил в Казанский университет, где слушал лекции по отделу восточных языков историко-филологического факультета. После окончания курса в 1837 году ему было предложено отправиться в Пекин вместе с Русской духовной миссией для изучения санскрита, тибетского и китайского языков. Два года он готовился к поездке и занимался в это время изучением буддизма по монгольским источникам. Результатом этих занятий была первая, не изданная в печати, учёная работа, озаглавленная "Дух Алтан-гэрэл’а" (о Сутре Золотого Блеска), заключавшая в себе подробный разбор основ буддийской философии. Это сочинение доставило В. П. Васильеву в 1840 году степень магистра восточной словесности.

С 1840 по 1849 гг. безвыездно прожил в Пекине, где занимался изучением литератур самых разнообразных стран и народов и даже совершенно новых для европейской научной ориенталистики. Среди них китайская, тибетская, санскритская, монгольская и маньчжурская литература.

 

По возвращении на родину активно публикуется в российских журналах и газетах, среди которых были "Северная пчела", "Голос", "Биржевые Ведомости", "Новое Время" и др. В них он размещал не только статьи из сферы своих научных интересов, но и посвященные актуальным во все времена вопросам из области социальных наук.

 

С 1851 по 1855 гг. профессор и заведующий кафедрой китайской и маньчжурской словесности императорского Казанского университета. Член-корреспондент императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1866), академик императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1886). Специалист в области синологии, буддологии и санскритологии. Научные интересы его были связаны с историей, географией и литературой Китая, китайской и тибетской лексикологией, религиями Центральной и Восточной Азии. В своих научных трудах, базируясь исключительно на письменные памятники на восточных языках, он затрагивал самые разные отрасли знаний о Среднем и Дальнем Востоке. Поэтому в них можно было обнаружить новые, самостоятельные взгляды и оценки ученого историческим событиям. Впервые в российской ориенталистике взялся за систематическое изложение истории развития буддийской мысли. Кроме того, он был в числе первых ученых ориенталистов, которые возбудили "... вопрос о выработке адекватного языка описания буддийского духовного опыта, о критериях выбора аналогов для перевода категорий буддийского учения на европейские языки, в частности, о возможности применения таких понятий, как "спасение", "подвижничество", "святость", "божественное", "духовное", "плотское", "грех", к буддийским реалиям".

 

Его основные труды:

1. История и древности восточной части Средней Азии с Χ по XIII в., с приложением перевода китайских известий о киданях, чжурчженях и монголо-татарах. СПб., 1861;

2. Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин. СПб., 1861;

3. Русско-китайские трактаты. СПб., 1861; 4. О движении магометанства в Китае. СПб., 1867.