Природа и поэт

Китайский поэт вечно pro domo sua в double ententeI. Это поэт-идеалист до крайности. Его материалистическая подпочва - чиновник из наследственной касты и, затем, помещик. Поэт-ученый был продуктом обеспеченной и обеспечивающей его семьи. Его надо было содержать - платя за учение учителю (домашнему, т.е. содержать целиком, иногда с семьей), за книги, поездки на экзамен (сложные и дорогие) и т.д. - лет до 40, а то и больше. Об этом и мечтать не мог крестьянин, для которого такой "поэт" был, прежде всего, паразит. Поэтому к таким темам, очень многочисленным, как "Вернуться в поля", "Уйти в поля", "Пишу среди полей" и т.п., надо относиться с откровенным недоверием. Даже на картине "Ушедший в убогое одиночество" поэт изображен ... в обществе слуги, варящего, кипятящего, пекущего, метущего и т.п.

Природа-мать, ее величавая простота в самой сложности ее явлений, ее самореакции вне участия человека, с одной стороны, но и, наоборот, ее кажущееся внимание к нему, постижение ею его мыслей, участливость к его горю, созвучие ее его душевным движениям, в особенности, когда он один, с открытым и свободным сердцем, далеко от смрада насиженных мест, приобщает себя в величавой тишине к ее лику, - вот что я поставил бы на первое место среди прочих тем танской поэзии. Человек мотается в суетном мире совершенно зря: он загрязняет свою душу, доводя ее до полного отчаяния, и тогда бежит на лоно природы, прислушивается к ней, открывает ей свою душу, и в тишине леса или гор, среди сосен под снегом или же облаков, одевающих вершины, он "высоко лежит", лицом к лицу с самой природой. И кажется ему, что природа только его и ждала, что безмолвие ее нарушается все больше и больше в такт пульсу его собственной внутренней жизни, что она понимает его, ласкает его, жалеет и становится его другом и товарищем.

Подобных тем невероятное количество, многогранность таких композиций неисчерпаема. Я не ошибусь, если скажу, что именно такие темы и составляют большинство. Кроме того, они более и скорее других понятны нам и переводимы, причем часто блещут оригинальными сравнениями и образами, которые пришлось бы долго искать даже в самых прихотливых образцах европейской музы.

В этих описаниях природы, конечно, все четыре времени года находят блестящее выражение. Но по характеру китайского климата лето и зима представляют сравнительно меньше материала для восхищения природой. Зато описание весны и осени составляет огромный процент всех танских стихотворений. Весна и осень - жизнь и смерть - чаще всего берутся темами, исключительно посвященными воспеванию природы, но и "весенняя дума", "осенняя дума" суть названия, встречающиеся на каждом шагу.

Поэт должен бежать толпы и наслаждаться безмолвием природы.

Чайки над потоком близки бесхитростному поэту.

Стаюсь с белой чайкой.

Природа сочувствующая. Ива мне улыбается, как другу.

Ива и иволга привыкли ко мне: меня жалеют на прощанье.

Ветру жаль сорванной ивы: он нежит ее в моей руке. Мелодия природы осталась. Некому записать ее в песне.

 

Примечания

I Pro domo sua (лат.)- букв. "за свой дом", double entente (франц.) - "двойной смысл"; т.е. китайский поэт пишет в защиту своего дома (в широком смысле слова) и о себе, своих делах.


Природа есть нечто обратное человеку, ее извратителю; она - отражение Великого Дао, незримой и непостигаемой основы всех вещей. Любуясь ею, чувствую прилив бесконечного вдохновения, идущего из глубин души, закрытых от всех живых. Мне мало окружающего; взбираюсь повыше и хочу обнять природу своим тысячеверстным оком.

Кланяюсь месяцу, свидетелю тайных дум, рождающему во мне поэзию.

Природа меня любит, чувствует, ласкает. Я слит с ней в одно, и я ощущаю это в движении всей твари, как одушевленной, так и неодушевленной.

Весной я томлюсь новыми порывами, но весна скоро проходит. Цветы опадают, наступает несносное лето, с дождями, слякотью, мучительными жарами.

Проходит потное, мокрое, ненастное лето, наступает "чистая" осень с ее исключительною красотой. Но природа умирает и возбуждает в поэте тоску. Воет обезьяна, мечется ветер; они вторят настроению.

Зимой - чистый, величавый, тихий снег; замершая красивая природа. Красиво, одинок среди нее тихий человек.

Возбуждению, идущему от природы, сопутствует вино, будящее в поэте вдохновение живое и освобождающее его от уз земли. Зная, как меня чарует вино и природа, я бегу к ней от надоедливых земных обязанностей.