Конфуций (551-479 до н. э.) 孔子

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имени孔子Kǒngzǐ
Настоящее имяКун Цю孔丘 Kǒng Qiū
Второе имяКун Чжунни孔仲尼
Посмертное имяЧжэнчжан
ПсевдонимКун Фу-цзы孔夫子Kǒngfūzǐ
ПрозвищеЦзы («Учитель»)

Эпоха Чжоу, Период Чуньцю (Весны и Осени)

 

КОНФУЦИЙ (551-479 до н. э.)

Конфуций (кит. 孔子, пиньинь: Kǒngzǐ, палл.: Кун-цзы, Чжэнчжан; реже кит. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ, палл.: Кун Фу-цзы, Чжэнчжан; латинизировано как Confucius; собственные имена 孔丘, Кун Цю, и 孔仲尼, Кун Чжунни - ок. 551 до н. э., близ Цюйфу - 479 до н. э., Цюйфу) - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии. Настоящее имя - Кун Цю (孔丘, Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы ("учитель Кун") или просто Цзы - "Учитель". Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием "Сто школ". И только после падения Цинь возрожденное конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон.

Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана, по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом (царством) Сун и полагающимся в таком случае титулом чжу хоу. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине, в царстве Лу.

Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ (叔梁, Shūliáng Hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай (颜征在, Yán Zhēngzài). Отец будущего философа скончался, когда его сыну было всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что было очень важным для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ - слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), - тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно.

С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь - изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда было, по оценкам разных исследователей, от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй).

Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, патриархальное общество разрушалось и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окруженные незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - все это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провел последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого: "Ши цзин" ("Книга Песен"), "И цзин" ("Книга Перемен") и др.

По материалам высказываний и бесед учителя ученики Конфуция составили книгу "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй (伯魚), его сын - также называемый Ли (); остальные детали биографии сосредоточены большей частью в "Исторических записках" Сыма Цяня).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только "Чуньцю" ("Весна и Осень", летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал "Ши цзин". Хотя число учеников Конфуция, согласно подсчетам китайских ученых, приближалось к 3000, в том числе около 70 ближайших, в действительности нам известны по именам всего лишь 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Яньюань. Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо.

Источник: ru.wikipedia.org