Ин Ян (?-217) 應瑒

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имени應瑒
Второе имяИн Дэ-лянь

Династия Хань, Поздняя (Восточная) Хань

 

ИН ЯН (?-217)

Один из ведущих представителей поэтического течения Цзяньань фэнгу ("Цзяньаньская поэзия"), входил в плеяду Цзяньань ци цзы ("Семь цзяньаньских мужей"/"Семь цзяньаньских поэтов").

Краткие сведения о жизни Ин Яна содержатся в жизнеописании Ван Цаня, представленном в официальной историографии, в сочинении "Саньго чжи" ("Анналы Трех царств", "Трактат о Троецарствии", цз. 21) Чэнь Шоу (223?-297?). Ин Ян родился в уезде Жунань (современная провинция Хэнань). Происходил из прославленного чиновничьего семейства. Его дед Ин Фэн (1-я пол. II в.) был крупным государственным деятелем и известным для своего времени ученым-конфуцианцем. Дядя Ин Шао (140?-204?) - автор фундаментального сочинения "Фэн су тун и" ("Исчерпывающий отчет о распространенных нравах"). Отец занимал пост губернатора. Поступив на службу к Цао Цао, Ин Ян вошел в число его ближайших доверенных лиц, занимал руководящие должности в его личном секретариате. Он умер во время великого мора, охватившего столицу Лоян.

Поэтическое наследие Ин Яна состоит из 6 стихотворений (ши) и 15 полных текстов и фрагментов одических произведений (фу). Существует три публикации собрания его сочинений - все под назв. "Ин Дэлянь цзи" ("Собрание произведений Ин Дэляня"): они входят в сводные издания Чжан Пу (1602-1641), Ян Фэнчэня (XIX в.) и Дин Фубао (1874-1952; публикация 1916). Кроме того, лирические произведения Ин Яна представлены в сводных изданиях, составленных Дин Фубао (публикация 1964) и Лу Циньли (1911-1973), одические - в своде Янь Кэцзюня (1762-1843).

Из лирики Ин Яна, согласно традиционной литературной критике, наибольшее впечатление (мы полностью разделяем такую оценку) производит цикл "Бе ши" - "Стихи о разлуке" (2 текста). В нем выпукло рисуется образ странника-скитальца, близкий образу лирического героя в поэзии Цао Чжи. Однако здесь он носит обобщенно-абстрактный характер и, в отличие от произведений Цао Чжи, не основан на жизненных коллизиях самого поэта. Из 1-го стихотворения цикла "Стихи о разлуке": "Облака на рассвете к запредельным пучинам плывут, / Предзакатное солнце возвращается к древним горам. / Преисполненный скорби, бредет по дороге старик, / Чья печаль неподвластна никаким уговорам-словам".

Одическое творчество Ин Яна отличается значительно большим тематическим разнообразием и большей смысловой определенностью, чем его лирика. Им созданы оды-панегирики, посвященные боевым действиям и охоте: "Чжуань чжэн фу" ("Ода-повествование [о] походе"), "Си шоу фу" ("Ода [о] зимней охоте в западном [предместье]"), "Чи шэ фу" ("Ода [о] стрельбе из лука"). Своеобразна (уже хотя бы по названию) ода с даосско-религиозными мотивами "Лин хэ фу" - "Ода [о] божественной реке". Отдельное место занимает "Чжэн цин фу" ("Ода о приведении в порядок [любовных] чувств"), относящаяся к особой разновидности од на тему любви (аналогичные по содержанию оды есть и у других представителей Цзяньань фэнгу: Ван Цаня, Чэнь Линя, Жуань Юя). "Любовные" оды восходят к "Мэй жэнь фу" ("Ода [о] красавице") Сыма Сянжу (II в. до н. э.) и "Дин цин фу" ("Ода [о] сдерживании чувств") Чжан Хэна (II в н. э.). Все это произведения, где живописуются любовные томления (с откровенно эротическими нотками) литературного героя, дополненные альковными нюансами; при этом используются весьма специфические образы (из "Чжэн цин фу"): "Сердце замирало от восторга перед этой целомудренной красотою, / Охваченное единственным желанием познать торжество взаимной любви. / <…> / Мы погрузились в сладкий сон, прижавшись друг к другу. / Вплоть до первого рассветного луча я медлил, словно топчась у обочины дороги, / И видя, что утро уже приближается, стал испытывать тревогу и сомненья. / И вот наконец-то нежный ветерок прорвался в сокровенную обитель, / Безудержным потоком хладный вихрь ворвался в срединный чертог". Словосочетания "сокровенная обитель" (сюань сюй) и "срединный чертог" (чжун тан) являются терминами, употреблявшимися в даосско-алхимических, медицинских и эротических сочинениях для обозначения женских детородных органов (соответственно влагалища и матки). "Ветер" (фэн) в данном случае есть метафора мужской энергии в природе и семенной жидкости.

Единственный в литературной критике III-VI вв. отзыв о творчестве Ин Яна содержится в трактате "Дянь лунь лунь вэнь" ("Рассуждения о классическом") Цао Пи: он "гармоничен во всем, но мужества в нем не хватает" (пер. В. М. Алексеева). Правда, в чем именно усмотрел Цао Пи "гармоничность" творений Ин Яна, равно как и отсутствие в них мужества, остается загадкой. Критики и филологи последующих исторических эпох обходят, как правило, поэтическое наследие Ин Яна молчанием.

В большинстве научных работ, посвященных истории литературы Китая, о нем упоминается только в контексте общего анализа поэтического течения Цзяньань фэнгу.