Чжоу Дуньи (1017-1073) 周敦頤

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениЧжоу Дуньи周敦頤周敦颐Zhōu Dūnyí
Настоящее имяЧжоу Дуньши周敦實周敦实 Zhōu Dūnshí
Второе имяМао-шу茂叔茂叔Màoshū
Посмертное имяЮань-гун (князь Изначального) / князь Даого / "древний мудрец"元公元公Yuán Gōng
ПсевдонимЧжоу Юаньхао周元皓周元皓Zhōu Yuánhào
ПрозвищеЛяньси濂溪濂溪Liánxī

Династия Сун, Династия Северная Сун

 

ЧЖОУ ДУНЬИ

ЧЖОУ ДУНЬИ - 周敦頤 (Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун) - китайский философ и литератор, основоположник неоконфуцианства.

 

Чжоу Дуньи [1017, Индао (современный уезд Даосянь провинции Хунань) - 14 июля 1073, Лушань провинции Цзянси] происходил из семьи чиновника, в 1036-1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были братья Чэн (Чэн Хао, Чэн И).

Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального). В 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319 - князь Даого; 1714 - "древний мудрец").

 

Главные философские сочинения: "Тай цзи ту шо" ("Изъяснение "Плана Великого предела") и "Тун шу" ("Книга проникновения"), или "И тун" ("Проникновение в "Перемены""). "Тай цзи ту шо" представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме ("Плану Великого предела"), производной от аналогичной схемы даоса Чэнь Туаня (X в.). По "Тай цзи ту шо", все многообразие мира: силы инь ян, "пять элементов" (в трактате названы "пятью пневмами"), четыре времени года, а также добро и зло, "пять постоянств", вплоть до "тьмы дел" - исходит из "Великого предела" (тай цзи). Тот в свою очередь следует за "Беспредельным", или "Пределом отсутствия/небытия". Порождающая функция "Великого предела" реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга "движение" и "покой". Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма. Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. у цзи ("Беспредельное"), проявляется в качестве "подлинности/искренности" (чэн). Эта категория, совмещающая онтологический ("путь Неба") и антропологический ("путь человека") смысл, в "Тун шу" заняла центральное место. Определяющая высшее благо и "совершенномудрие" "подлинность/искренность" в идеале требует "главенства покоя", т.е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи - сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики), основанную прежде всего на "Чжоу и", мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддистская проблематика.