Юй Синь (513-581)

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Второе имяЮй Цзы-шань

Эпоха Шести династий, Эпоха Южных и Северных династий

 

Государственный деятель, ведущий поэт VI в., один из крупнейших литераторов эпохи Шести династий (Лючао, III-VI вв.). Родился в 513 г. в области Наньян (юг современной провинции Хэнань).

Согласно жизнеописанию Юй Синя, в официальном историографическом сочинении "Чжоу шу" ("Книга [об эпохе Бэй (Северная)] Чжоу", цз. 41) Вэй Чжэна (580-643), он происходил из высокопоставленного чиновничьего семейства, близкого к клану Сяо - августейшему дому Южных династий Ци (479-501) и Лян (502-557). Его отец Юй Цзяньу (487-550), сановник и поэт, лично знакомый с ведущими литераторами своего времени, в т. ч. с Шэнь Юэ, был наставником принца Сяо Туна - второго сына императора У-ди династии Лян. В 14 лет Юй Синь был представлен ко двору и вошел в число ближайших лиц наследного принца Сяо Туна. После смерти последнего (531) Юй Синь по протекции своего отца был принят в свиту Сяо Гана, возведенного в статус наследника престола, и вошел в его литературное окружение, с творчеством представителей которого связывается возникновение тематического направления гун ти ши "стихи/поэзия дворцового стиля", доминировавшего в поэзии 530-540-х. Во 2-й половине 540-х Юй Синь активно проявил себя и на официальном поприще: находясь в генеральском звании, он неоднократно возглавлял дипломатические миссии, с успехом отстаивая интересы династии Лян перед ее северными соседями.

Дальнейшая судьба Юй Синя неразрывно связана с трагическими событиями конца династии Лян. В 547 поднял мятеж генерал Хоу Цзин (503-552), который в свое время бежал с Севера и нашел приют при дворе Лян. Сумев заручиться поддержкой периферийных военачальников, он захватил столицу, бросил в тюрьму престарелого императора У-ди и возвел на престол Сяо Гана (император Цзянь­вэнь-ди: 549-551), от чьего имени он вначале намеревался действовать и которого сам же убил по прошествии менее чем двух лет. Несколько членов дома Сяо и сановников бежали в Цзянлин (область и город на территории современной провинции Хубэй), где властвовал седьмой сын У-ди, принц Сяо И (508-554). Ему удалось подавить мятеж Хоу Цзина и взойти на престол (император Юань-ди: 552-554). В 554 г. в Цзянлин ворвались войска северного царства Си (Западное) Вэй. Сяо И погиб, более 100 тыс. человек были угнаны в плен. Страну раздирали междоусобицы. Формально династия Лян просуществовала еще несколько лет (правление малолетнего государя-марионетки Цзин-ди: 555-557), завершившихся очередным государственным переворотом и воцарением династии Чэнь (557-589).

Юй Синь, чудом выбравшийся из охваченной мятежом столицы, вначале бежал в Цзянлин, а после гибели Сяо И - в только что созданное (на руинах Северного Вэй, 386-534) царство Бэй (Северное) Чжоу (557-581). Он потерял почти всех друзей и родных: некоторые погибли, иные были угнаны в плен. Юй Синь сразу же занял высокое общественное положение в Северном Чжоу: он был принят при дворе, вновь получил генеральское звание, был возведен в сан вельможи (дафу), занимал руководящие посты (в т. ч. губернатора столичной области), дающие ему право иметь собственный штат и канцелярию - кайфу. Есть все основания полагать, что в своей активной политической деятельности Юй Синь руководствовался не только благодарностью к приютившему его правителю Северного Чжоу, но и убежденностью в том, что именно этому царству суждено объединить страну и положить конец хаосу и смутам.

Творческое наследие Юй Синя весьма объемно. Особое место в нем занимают тексты в жанре мин - (памятная надпись); в основном это эпитафии полководцам и государственным деятелям Северного Чжоу, в чем выразилось его стремление содействовать упрочению данного правящего режима. Собственно поэтическое наследие Юй Синя состоит из 2 объемистых циклов культовых песнопений (гун юэ): "Чжоу цзун мяо гэ" ("Песни [династии Северная] Чжоу [для исполнения] в храме императорских предков", 12 текстов) и "Чжоу янь шэ гэ цы" ("Песнопения [династии Северная] Чжоу [для исполнения во время] пиршественных церемоний и стрельбы из лука", 24 текста) - оба созданы в 565 г. Кроме того, ему принадлежит 14 од и более 200 стихотворных произведений: 21 в жанре юэфу (вэньжэнъ юэфу), остальные - в жанре ши. Однако известно, что сохранилась лишь часть творений Юй Синя.

В историографических сочинениях VII-XI вв. упоминается несколько собраний его сочинений: прижизненное (объемом 24 цз.); составленное вскоре после его смерти (при династии Суй, 581-618); те, что существовали в эпоху Таи (объем варьировался от 14 до 20 цз.). Но все они были утрачены. В XV-XVI вв. творческое наследие Юй Синя было частично восстановлено и сведено в "Юй кайфу цзи" ("Собрание произведений Юя - [сановника, имевшего собственную] канцелярию"), которое вошло в сводное издание Чжан Пу (1602-1641). Этот же вариант, но под названием "Юй Цзышань цзи" ("Собрание произведений Юй Цзышаня") был включен в свод Дин Фубао (1874-1952; публикация 1916). В XVII-XIX вв. появилось еще несколько вариантов собрания сочинений Юй Синя; наибольшим авторитетом пользуется "Юй Цзышань цзи", подготовленное Ни Фанем (2-я пол. XVII в.; переиздание в 1980). Кроме того, его лирические произведения представлены в сводных изданиях Дин Фубао (публикация 1964) и Лу Циньли (1911-1973); культовые песнопения - в "Юэфу ши цзи" ("Собрание юэфу", цз. 9, 15) Го Маоцяня (1050?-1126); одические и прозаические произведения - в своде Янь Кэцзюня (1762-1843).

Поэтическое творчество (и в первую очередь лирика) Юй Синя четко делится на два хронологических периода - до событий середины VI в. и после них. В первый период особое место занимает лирика, созданная во время пребывания Юй Синя в литературном окружении Сяо Гана и органически принадлежащая гун ти ши. Самым ярким ее образцом признается цикл "Юн хуа пин фэн ши" ("Воспеваю пейзажи, изображенные на ширме", 25 стихотворений-ши), полностью отвечающий художественным установкам "поэзии дворцового стиля", особенно при описании роскоши дворцовой жизни: "В высоком дворце, что на тысячу синей поднялся, / На длинной террасе с четырьмя колоннами / Звуки песен достигли веера-луны, / Струнам вторят тени гибких танцовщиц. / <…> / Одно желанье, чтобы радость эта / Отныне продолжалась сотню лет" (7-е стихотворение цикла/ пер. Т. Х. Томихай).

Произведения в дворцовом стиле Юй Синя свидетельствуют о подлинном мастерстве и таланте их автора. Они настолько превосходят лирику других представителей литературного окружения Сяо Гана (включая Юй Цзяньу - отца Юй Синя), что впоследствии в традиционной китайской филологии утвердилось понятие Юй Синь ти ("стиль Юй Синя"), посредством которого определяется творчество всех этих литераторов. Тем не менее лирика Юй Синя носит откровенно подражательный характер в том смысле, что большая часть его произведений является вариациями на тему произведений Сяо Гана и отца, которые в свою очередь во многом подражали авторам предшествовавшего поэтического течения - Юнмин ти (Поэзия в стиле юнмин). Эта вторичность особенно заметна на материале стихов-воспеваний (юн), по названиям совпадающих с произведениями других литераторов (Шэнь Юэ, Се Тяо и др.), напр.: "Юн чунь цзинь сюэ юй ин чжао" ("По высочайшему повелению воспеваю остатки снега весной"), "Юн юань хуа" ("Воспеваю цветы в саду"), "Юн юй шань" ("Воспеваю перьевой веер"), "Цзин ши" ("Стихи о зеркале"), "Мэй хуа ши" ("Стихи о цветах сливы"). Важно, что эстетические и идейные установки гун ти ши соответствовали образу жизни и мировосприятию Юй Синя - молодого царедворца, искренне наслаждающегося августейшим фавором, собственным благополучием и уверенного в своем дальнейшем преуспеянии.

Наряду с произведениями гун ти ши к рассматриваемому хронологическому периоду относятся также стихотворения с буддийскими и даосскими мотивами. Но и они либо опираются на опыт предшествующей поэзии (напр.: "Жу дао-ши гуань ши" - "Прибыл в обитель даосского наставника"; цикл "Сянь шань ши эр шоу" - "Два стихотворения о горах бессмертных"; "Ю шань ши" - "Стихи о путешествии в горы", другое название "Ю сянь" - "Путешествие [к] бессмертным"), либо вновь являются вариациями на тему произведений современников поэта, главным образом Сяо Ганя, что видно из их названий: "Фэн хэ шань чи" ("С почтением вторю [стихотворению] "Горное озеро"), "Фэн хэ Чжао-ван ю сянь" ("С почтением вторю ["Стихам о] путешествии [к] бессмертным" Чжаоского принца"), "Фэн хэ Тунтайсы футу" - "С почтением вторю [стихотворению] "Буддийский монастырь Тунтайсы").

Творческая индивидуальность Юй Синя и его поэтический потенциал ярче всего проявляются в пейзажных зарисовках, которым присуща эмоциональность и свежесть поэтического языка. Например, в стихотворении "Чжоу чжун ван юэ" так воспроизводится картина великолепия ночной природы: "Горы светлы, будто покрылись снегом, / Берега белы, но вовсе не от песка. / В Небесной Реке вижу рассыпанный жемчуг, / Звездный мост - словно из цветов корицы" ("В лодке любуюсь луной" / пер. Т. Х. Томихай). Подобные стихотворения Юй Синя намечают качественно новую фазу в эволюции пейзажной лирики (шань шуй ши "стихи/поэзия гор и вод") - отход от пронизанных мотивами грозного величия и мистической ауры дикой природы панорамных картин горного ландшафта, которые составляли квинтэссенцию "поэзии гор и вод" Се Линъюня и его преемников (например, Се Тяо). В исполнении Юй Синя пейзажная лирика приобретает камерность и эскизность, что только усиливает ощущение духовной сопричастности человека к окружающему миру природы. В окончательном виде этот художественный вариант шань шуй ши восторжествует в творчестве великих танских поэтов Мэн Хаожаня и Ван Вэя.

Во 2-й половине 540-х творчество Юй Синя претерпело серьезные изменения. Исполняя возложенные на него дипломатические задания, он, можно сказать, впервые оказался вне дворцовых стен, познакомился с реальной жизнью страны, почувствовал собственную причастность к государственному правлению. Его стих приобрел жесткость, утонченно-изящная образность начала уступать место изобразительным средствам, передающим жизненную конкретику. Зазвучали мотивы ностальгии по дому, грусти от разлуки с друзьями, опасения за успех порученного поэту дела ("Цзян мин чжи Е ши" - "Получил приказ отправиться в Е"; "Цзян мин ши бэй ши ду Гуабу Цзян ши" - "Получив приказ следовать на север, переправляюсь через Янцзы у [гор] Гуабу"). Появились гражданские мотивы - раздумья по поводу истинного положения правящего дома и истинной судьбы Китая. Интерес к истории пробудился у Юй Синя, когда он оказался в местах (на территории северных соседей Лян), связанных с прошлым его страны. Поэт вспоминает хорошо знакомые ему по книгам рассказы о древних событиях и героях (например, "Жу Пэнчэн гуань" - "Прибыл на подворье города Пэнчэн"). Эти воспоминания вызывают у него мысли о том, что в мире нет ничего постоянного: взлеты сменяются падениями, расцвет - упадком. В таком ключе формируется историческое сознание поэта, что в дальнейшем решительно скажется на его творческой манере - активном использовании исторических намеков (дяньу).

После трагических событий середины VI в. лирика Юй Синя становится преисполненной гражданского пафоса, пронизанной идеей о необходимости объединения страны, дабы навсегда пресечь хаос и смуту. Вершиной лирической поэзии Юй Синя данного, второго периода его творчества считается цикл "Юн хуай" - "Пою о чувствах", "Воспоминания" (другое название "Ни юн хуай" - "Подражаю [стихам] "Пою о чувствах", "Подражание стансам на тему "Воспоминания"). Состоящий из 27 стихотворений (каждое объемом 8-16 строк), этот цикл по форме является подражанием одноименному циклу Жуань Цзи, но в отличие от него представляет собой лирику на историко-политические темы. В стихотворениях Юй Синя воспроизводятся эпизоды истории, позволяющие ему рассуждать о закономерностях исторического процесса, принципах истинного правления и личных качествах отдельных исторических персонажей. Нередко в таких эпизодах он усматривает аналогии с собственной судьбой. Впечатляет хронологический диапазон цикла: с середины XIV в. до н. э. по VI в. н. э., а также многочисленность упомянутых в нем исторических персонажей: монархов древних династий, прославленных мыслителей, государственных деятелей, литераторов (Цюй Юань, Цзи Кан, Жуань Цзи, Тао Юаньмин и др.). Тексты стихотворений настолько насыщены намеками на исторические сюжеты и древние письменные памятники, что буквально каждая строка требует расшифровки и пространного комментария. Пример - первое двустишие 2-го стихотворения цикла: "Носил красную одежду, когда жил в Фуяне, / Держал удочку над рекой Вэйчуань", содержащее намек на рассказ об У-дине - царе древнего государства Шан­Инь (XVI-XI вв. до н. э.). Царь нашел себе советника Фу Юэ. Он отыскал его среди преступников (они обязаны были носить одежду красного цвета), сосланных в местность Фуян, и, убедившись в мудрости и добродетелях Фу Юэ, не побоялся назначить его на пост министра.

Одновременно лирика Юй Синя становится предельно личностной. Она пронизана отчаянием, скорбью по погибшим друзьям и родным, тоской по родине, чувством одиночества. Сам стих обрел напряженность, драматический накал и вместе с тем лаконичность: излюбленной формой поэта становится четверостишие (например, "Шан ван" - "Скорблю о прошлом"): "Поглядел на луну - слез ручьи потекли, / Распустились цветы - еще больше хмурятся брови. / С той поры как покинул я дом, / Сколько лет я тоскую?"

Шедеврами одической поэзии Юй Синя считаются 3 оды: "Ай Цзяннань фу" ("Плач [о] Цзяннани"), "Кушу фу" ("Ода [о] засохшем дереве", "Засохшее дерево", "Песнь [о] засохших деревьях") и "Шан синь фу" ("Ода [о] страдающем сердце", "Раненое сердце").

В "Ай Цзяннань фу" рассказывается о трагических событиях 547-554, начиная с мятежа Хоу Цзина - "великого злодея", отплатившего черной неблагодарностью за доброе к нему отношение императора У-ди: <…> "Великий злодей овладел государством, / <…> / Спасаясь, я тайно бежал в ущелье Хуангу. / Государь и народ оказались словно во рву с пылающими углями". В то же время Юй Синь понимает, что причина катастрофы заключается в политической недальновидности и беспечности властей Лян. И он не может удержаться от упрека, выраженного через исторические параллели, в адрес У-ди, который пренебрег своей первостепенной обязанностью - заботиться о государстве. Завершается ода раздумьями поэта о пути человека, о династии, о стране. Для него несомненна причастность каждого человека к истории. В его представлении исторический процесс и жизнь индивида словно бы движутся по замкнутому кругу. И то, что судьба забросила его, Юй Синя, на север, видится ему явлением, предопределенным всем ходом исторических событий: "Итак, путь Неба возвращается к началу, / В полной мере это относится и к человеку. / Предки мои некогда жили в Западной Цзинь, / Затем переместились к востоку от Цзян. / С тех пор сменилось семь поколений, / И мне суждено вернуться на север" ("Плач о Цзяннани" / пер. Т. Х. Томихай). "Ку шу фу" - произведение аллегорического характера, главной темой которого является мысль о том, что человек, подобно растениям, вырванным из родной почвы и лишенным жизненных соков, обречен на умирание: "Мне горы и реки встают на дороге, / Брожу одиноко, далеко мой дом. / Лишился я почвы - слезы ручьями, / Изранены корни - кровь бьет ключом" ("Песнь о засохших деревьях" / пер. Л. Н. Меньшикова).

Ода "Шан синь фу" - произведение, преисполненное скорби и отчаяния Юй Синя по своим погибшим детям: "Двое сыновей и дочь мои, / Надели платье, подобающее совершеннолетним. / Как раз в это время в Цзиньлине вспыхнул мятеж, / И все они друг за другом покинули этот мир. / У меня, связанного путами службы, / В один миг голова стала белой". От скорби в связи с личной утратой Юй Синь переходит к переживанию катастрофы, постигшей всю страну: "Народ оказался словно среди горящих угольев. / Братьев разбросало по пяти областям. / Отцов и сыновей разделили три реки. / Земля уподобилась кипящему котлу". В финале оды поэт задается вопросами на вечные темы, но вопросы эти риторические, ибо отвечает на них сама жизнь со всеми ее невзгодами и горем: "Жизнь человека как долго продлится? / По сотне печалей на его короткий век. / <…> / А человек - всего лишь свеча при дуновении ветра, / Словно пылинка. /Как печалит могильный холм, / Многим ли удалось избежать его?" ("Раненое сердце"/ пер. Т. Х. Томихай).

Столь поразительная метаморфоза самого Юй Синя и его произведений предопределила диаметрально противоположные оценки его творчества в традиционной китайской филологии. Одни критики и литераторы видели в нем глашатая "поэзии дворцового стиля", в лирике которого воплотились все отрицательные, с их точки зрения, приметы этого тематического направления: вычурная красивость, упоение придворной жизнью. Такое отношение к Юй Синю лучше всего сформулировано в эссе Сун Ляня (1310-1381): "…а если теперь говорить нам о Сюй Сяому [Сюй Лин], Юй Цзышане, то оба они, как один, кумиром себе храмовым воздвигли красивость, кокетство" (Сун Лянь. Ответ на письмо студента-сюцая Чжана по вопросу о поэзии / пер. В. М. Алексеева). Другим же критикам он виделся поэтом-мучеником и поэтом-гражданином; их мнение лучше всего выразил великий танский поэт Ду Фу: "Всю жизнь Юй Синь не был защищен от холодных ветров. В конце жизненного пути его стихи и оды сдвинули реки и горные заставы" (пер. Т. Х. Томихай).

Постепенно вторая ипостась Юй Синя почти полностью вытеснила первую. И уже в литературной критике эпохи Цин (1644-1911) он именно как поэт-гражданин был причислен к плеяде величайших литераторов Китая, о чем красноречиво свидетельствует многочисленность редакций собрания его сочинений. В дальнейшем наблюдается следующая картина: в 1-й половине ХХ в. основное внимание исследователи уделяют позднему творчеству поэта с акцентированием его гражданской позиции, тогда как в последующие несколько десятилетий и китайские литературоведы, и зарубежные ученые изучают все поэтическое наследие Юй Синя. Признается его роль как ведущего представителя гун ти ши, предпринимаются активные попытки через анализ его лирики выявить объективные художественные особенности этого тематического направления и установить его истинное место в истории китайской поэзии. В настоящее время в китайском литературоведении наблюдается тенденция к дисциплинарному разделению исследований, посвященных Юй Синю: монографии и статьи биографического характера; труды по его отдельным произведениям; работы, посвященные его мировоззренческим позициям. Опубликовано также несколько комментированных изданий его произведений.