Шэнь Юэ (441-513) 沈约

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имени沈约
Второе имяШэнь Сю-вэнь
Посмертное имяШэньинь-хоу (Князь, скрывшийся [от мира])

Эпоха Шести династий, Период Южных династий, Династия Ци

 

Политический деятель, ученый, буддийский идеолог и литератор. Выходец из семьи высокопоставленного чиновника. Занимал ответственные посты в административном аппарате династий Южная Ци (479-501) и Лян (502-557). Создатель ряда исторических сочинений, прежде всего "Книга [об эпохе] Сун" ("Сун шу"), вошедшей в число 24 официальных династийных историй Китая, а также впоследствии утраченной "Книга [об эпохе] Цзинь" ("Цзинь шу"). Основоположник теории стихосложения. В литературном творчестве Шэнь Юэ прослеживается влияние школ даосизма шанцин-пай и чжэнъи-дао (членство в последней было традицией клана Шэнь). Шэнь Юэ являет собой характерный для 2-й половины эпохи Лючао ("Шесть династий", III-VI вв.) пример идеолога буддизма из числа его мирских последователей, выразителя духовных чаяний значительной части социальной элиты. Его сочинения представлены в буддийской антологии VII в. "Гуан Хун мин цзи" ("Расширенное "Собрание [сочинений], светоч [истины] распространяющих"). Главные из них - "Смысл [соотношения] телесной формы и духа" ("Син шэнь и"), "Смысл неуничтожимости духа" ("Шэнь бу ме и"), "Смысл возражений "Суждениям об уничтожимости духа" Фань Чжэня" ("Нань Фань Чжэнь шэнь ме и"), комментарий к материалам полемики вокруг трактата философа-материалиста Фань Чжэня, V - нач. VI в.) "Суждения об уничтожимости духа" ("Шэнь ме лунь"). Будучи основным оппонентом Фань Чжэня, Шэнь Юэ полностью отвергал тезис о субстанциальном единстве "телесной формы" и "духа" (шэнь), отстаивая идею "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме).

В противовес поэзии "старого стиля" (гути ши) Шэнь Юэ, а вслед за ним Се Тяо (464-499) и Сюй Лин (507-583) ввели в практику стихи так называемого нового стиля (цзиньти ши), подчинявшиеся правилу четырех тонов. Впоследствии в них выделялись три формы: цзюэцзюй, люйши и пайлюй. Цзюэцзюй ("оборванные строки") - это пяти- или семисловное четверостишие (цезура соответственно после второго и четвертого иероглифа-слова) с определенной системой рифмовки и обязательной строго выраженной композицией: 1-я строка - зачин, 2-я - развитие, 3-я - поворот темы и 4-я - заключение. Люйши ("уставные стихи") - это восьмистишие, которому присущи те же правила, но в композиционном отношении оно более свободно. Наконец, пайлюй - уставные стихи, не ограниченные количеством строк.

Источник: М. Е. Кравцова, "Творчество Шэнь Юэ (441-513)", 1983

Второе имя - Сювэнь. Уроженец юго-восточного региона Китая (область Усин на территории современной провинции Чжэцзян), один из ведущих деятелей культурной жизни страны заключительной трети V - начала VI в.

Шэнь Юэ происходил из старого южного чиновничьего семейства, выдвинувшегося на государственную политическую арену в начале V в. Но из-за казни отца (Шэнь Пу), обвиненного в измене трону, провел детство и юность в бедности и лишениях и смог поступить на службу лишь в возрасте 30 лет. Однако уже в скором времени он стал свитским принцев крови нового правящего дома (династии Южная Ци) и высокопоставленным столичным чиновником. Умный и осторожный царедворец, он сумел благополучно пережить несколько дворцовых и государственных переворотов, оставаясь в фаворе у многих императоров. Если верить его жизнеописанию, то именно он способствовал, в частности, приходу к власти очередной южнокитайской династии - Лян, основатель которой был его давним другом и единомышленником.

Шэнь Юэ ярко проявил себя в самых разных сферах гуманитарной и творческой деятельности. Ему принадлежат несколько исторических сочинений, в том числе официальная династийная история - "История династии Лю Сун", философские трактаты, в частности на буддийские темы, сборники художественной прозы. Кроме того, он считается основоположником теории китайского стихосложения.

Что касается сферы непосредственно поэзии, то Шэнь Юэ известен прежде всего как организатор и идеолог очередного литературного объединения - "Восемь друзей из Цзинлина" (Цзинлин ба ю), с творчеством представителей которого связывается еще одно самостоятельное поэтическое течение - "Поэзия в стиле Юнмин" (Юнминти, от названия девиза правления второго государя династии Южная Ци, 484-493 гг.), ставшее своего рода итоговым феноменом лючаоской поэзии. Творчество самого Шэнь Юэ - а его поэтическое наследие насчитывает около 200 только стихотворных произведений - изначально оценивалось по-разному. С одной стороны, известно, что оно пользовалось исключительной популярностью у современников, причем в самых различных слоях населения: говорится, что его стихи перекладывали на музыку и распевали даже в далеких селениях. Однако, с другой стороны, уже некоторыми критиками ближайшего к нему поколения он характеризуется как поэт "второго ряда", и такая его оценка в целом разделяется старыми китайскими филологами и современными исследователями. Каковы бы ни были истинные художественные достоинства лирики Шань Юэ, она заслуживает особого внимания уже потому, что в ней воспроизводится практически вся панорама тем, мотивов и стилистических вариантов, которые утвердились к его времени в лючаоской поэзии: от внешне бесхитростных и безыскусных подражаний народным песням до сложнейших по смыслу и композиции произведений на философские темы. А рядом с образцами так называемого "лючаоского барокко", в которых под кружевом словесных узоров скрывается сплетение смысловых нюансов и подтекстов, соседствуют предельно ясные и лаконичные в плане выражения - "прозрачно-кристальные" - стихи, мало чем отличающиеся от танской лирики.