Чэнь Шидао (1053-1102)

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениЧэн Ши-дао
Второе имяЛю-чан, У-цзи
ПсевдонимХоу-шань цзюйши

Династия Сун, Династия Северная Сун

 

Самым известным, помимо Хуан Тинцзяня, поэтом цзянсийской школы был Чэнь Шидао. Он был менее ортодоксален, чем Хуан, и стихи его отличаются большей простотой и естественностью. Излюбленные темы его поэзии - природа и деревенская жизнь.

Чэнь Шидао родился в городе Пучэн области Сюйчжоу (современная провинция Цзянсу). Его дед Чэнь Цзи (XI в.), второе имя Я-чжи, современник великого сунского поэта Мэй Яочэня (1002-1060), был чиновником средней руки, служил при дворе и, главным образом, в провинции. Чэнь Цзи был известен как одаренный поэт, оставивший после себя собрание стихов и прозы в двадцати цзюанях. Из трех его сыновей сколько-нибудь подробные сведения сохранились лишь об отце Чэнь Шидао, Чэнь Ци (1017-1076), второе имя которого было Бао-чжи. Чэнь Ци служил в провинции начальником уездов, в пятый год правления под девизом Цинли (1045) получил придворную должность таймяо чжайлан (чиновника в императорском храме предков). Он был женат на дочери сунского министра Пан Цзи (988-1063); госпожа Пан (1019-1095) и была матерью Чэнь Шидао.

Сведений о Чэнь Шидао сохранилось мало; сунская династийная история также весьма скупа на подробности его жизни. Судьба Чэнь Шидао достаточно трагична. Известно, что с юных лет он проявил ревностное стремление к учению. Когда Чэнь Шидао исполнилось шестнадцать лет, его наставником стал прославленный литератор Цзэн Гун (1019-1083), один из "Тан Сун ба да цзя" - "Восьми великих мастеров Тан и Сун". По утверждению современников, способности Чэнь Шидао произвели на Цзэн Гуна большое впечатление. Однако, несмотря на способности и на то, что у него был более чем достойный учитель, блестящей карьеры у Чэнь Шидао не получилось: когда Ван Аньши стал министром и принялся осуществлять намеченный им план реформ, Чэнь Шидао, не разделявший его взгляды, отбросил даже мысль о сдаче государственных экзаменов - "всем сердцем Ши-дао отвергал его речи и расстался с намерением продвинуться по службе" ("Сун ши"), - и такая бескомпромиссность, судя по всему, сказалась и на всей его дальнейшей жизни. Его дом никогда не был особенно богатым; не привыкший к роскоши Чэнь Шидао добывал себе пропитание частными уроками - ученики называли его "Хоушань сяньшэн", - а свободное время посвящал литературному творчеству: "затворив двери, искал подходящие слова". Вскоре его произведения уже были довольно широко известны, однако средств к существованию заменить не могли; как сказано в династийной истории, "жена и дети были недовольны". Более того, в 1084 г., видя бедственное положение дочери и внуков (у Чэнь Шидао было три сына и одна дочь), Го Гай, тесть Чэнь Шидао, увез их всех из его дома в Чэнду, где получил назначение на пост начальника тюремных учреждений. Вынужденный разрыв с

женой и детьми Чэнь Шидао переживал мучительно, но ничего поделать не мог - на его попечении находились еще мать и младшая сестра, а средств катастрофически не хватало.

В 1081 г. Цзэн Гун рекомендовал зачислить Чэнь Шидао, уже прославившегося знанием "Ши цзина" и "Ли цзи", в число ученых, работавших над составлением хроник правления Пяти династий, но из этого ничего не получилось - ведь Чэнь Шидао не сдал нужных экзаменов, он не занимал должности, его имя не числилось в табели о рангах. Прочили Чэнь Шидао и в столичное училище Тайсюэ, но и это назначение ученому не было суждено получить. В 1087 г. он, будучи на дружеской ноге с Су Ши, известным противником реформ Ван Аньши и вождем "консерваторов", был рекомендован последним на должность цзяошоу (преподавателя) в родную область Сюйчжоу; это исходившее от почитаемого им Су Ши невысокое назначение Чэнь Шидао принял. Теперь у него появились средства содержать семью - "жалованья всего-то в пять доу [зерна] достаточно, чтобы десятерым прокормиться", - и жена с детьми после почти четырехлетней разлуки вернулась в его дом.

 

Отца подзабыли в далекой разлуке,

Но вот я вернулся и чувств не сдержать.

Жена моя, дети - они совсем рядом,

Глазам я не верю опять и опять.

Радость какая - не выскажешь словом!

Слез больше нет, лишь улыбки одни.

Да, это не сон, я твердо знаю,

Но сердце нет-нет да екнет в груди, -

писал тогда Чэнь Шидао.

 

Чиновничья судьба Чэнь Шидао и дальше складывалась непросто: не желая поступаться убеждениями, он чуть ли не единственный из прежних единомышленников отправился к опальному Су Ши, когда тот в 1089 г. был выслан управлять Ханчжоу, и отлучка со службы стоила Чэню столь нужной преподавательской должности. Впрочем, вскоре он получил ее снова, а через некоторое время по рекомендации Лян Тао (1034-1097) был назначен и в Тайсюэ, однако из-за упорно распространявшихся слухов о его дружбе с Су Ши очень быстро был вынужден покинуть этот пост и стать цзяошоу в области Цзюнчжоу. Однако и на этой должности Чэнь Шидао долго не продержался: в 1094 г. ему предложили выйти в отставку ввиду того, что он занимает пост без сдачи необходимых для того государственных экзаменов, и ученый уехал в родной Пучэн. Здесь он и жил - в крайней бедности, полностью отдаваясь ученым занятиям и литературному творчеству. Собственно, за всю недолгую жизнь послужить на казенном жалованье Чэнь Шидао довелось всего несколько лет.

На третий год правления под девизом Юань-фу (1100 г.) Чэнь Шидао был вызван ко двору и получил назначение на должность чжэнцзы (корректора текстов) в Мишушэн. Морозной зимой 1101 г., будучи на церемонии императорских жертвоприношений в предместье столицы, Чэнь Шидао, не имевший достаточно теплой одежды и слишком гордый для того, чтобы принять ее от посторонних - жена заняла ему одежду у своего дальнего знатного родственника, но Чэнь Шидао ее с негодованием отверг, - сильно простудился, заболел и весной следующего года умер. Тело его было доставлено на родину и похоронено на средства друзей и знакомых.

Он жил скромно, если не сказать бедно, но гордо и независимо, он ценил дружбу и не желал одалживаться. Первый раз приехав в столицу империи, Чэнь Шидао, к тому времени человек в литературных кругах достаточно известный, и не подумал, упирая на свои таланты, искать помощи и приюта в знатных и богатых домах; история донесла до нас эпизод из его жизни, когда известный сановник и литератор Фу Яо-юй (1024-1091), зная о весьма стесненных финансовых обстоятельствах Чэнь Шидао, явился к нему с визитом, имея в виду между делом пожертвовать ученому некоторое количество денег, но после того как увиделся с Чэнем и поговорил с ним, просто не осмелился достать принесенное с собой золото. Он был не один такой, Фу Яоюй. А предложения составить протекцию при дворе Чэнь Шидао просто отвергал как недопустимые с точки зрения норм морали, которых он придерживался твердо. В памяти потомков Чэнь Шидао остался человеком строгих принципов, превыше всего в жизни ставившим нравственную чистоту и долг. Как будто про него писал Оуян Сю:

"Честный ученый относится так к науке своей: он всей душой своей осуществляет Путь, великий Дао-Путь, осуществляя же сей Путь, необходимо рвется к пониманью и знанью древних идеалов. Познав же их и ясно сознавая Путь, он им идет в своей стезе и лично".

Чэнь Шидао известен сегодня в первую очередь как один из видных представителей, один из трех "патриархов" первоначального этапа существования цзянсийской поэтической школы, в течение десятилетий оказывавшей существенное влияние на развитие китайской поэзии; однако поэтическое его наследие невелико - уже в "Сун ши" сказано, что "ныне сохранилось едва ли одиннадцать стихотворений". Известно, что Чэнь Шидао писал стихи с большим напряжением; творческий процесс отнимал у него много сил и времени. Е. А. Серебряков приводит об этом следующий рассказ:

"Как только у Чэнь У-цзи (второе имя Чэнь Шидао. - И. А.) рождалась удачная строка, он тотчас спешил домой, ложился на кровать и закрывался с головой одеялом. Это называлось сочинять стихотворение в постели. Домашние хорошо знали его [манеру] и сразу же выгоняли из дома кошек и собак, забирали грудных младенцев и детей и уходили к соседям".