Чжан Хуа (232-300)

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Второе имяМао-сянь

Эпоха Шести династий, Период Троецарствия

 

Уроженец северо-восточного региона Китая (область Фанъян на территории современной провинции Хэбэй), один из ведущих государственных деятелей и литераторов второй половины III в.

Чжан Хуа происходил из старого чиновничьего клана (его отец в свое время был губернатором области), но рано осиротел и оказался в такой нужде, что был вынужден наняться пасти овец. Тем не менее, благодаря своим природным дарованиям и упорному самообразованию он смог привлечь к себе внимание ряда столичных чиновников - так началось его стремительное восхождение по служебной лестнице. Уже к началу 60-х гг. III в. он занимал весьма ответственные посты в центральных ведомствах и учреждениях - был, например, начальником отдела редакторской службы в Императорской библиотеке (дуцзолан), старшим писцом Императорского секретариата (чжуншу-чанши). А почти сразу же после утверждения династии Цзинь был введен в руководящий состав Департамента государственных дел и пожалован титулом князя-хоу. Одновременно он входил в ближайшее окружение императора. В 296 г. Чжан Хуа занял пост канцлера, но, отстаивая интересы правящего дома и страны, был вынужден вступить в конфронтацию с новой придворной кликой, возглавляемой рвавшейся к верховной власти вдовствующей императрицей и ее фаворитами, и в результате был обвинен в измене трону и предан казни.

Несмотря на дату своего рождения, Чжан Хуа принадлежит уже к другому, чем Фу Сюань, литературному поколению, представителям которого пришлось стать свидетелями очередных историко-политических коллизий. Вспыхнувшая было после первых лет правления Цзинь надежда на выход страны из кризисной ситуации обернулась в скором времени пониманием очевидной несостоятельности и этого правящего режима, а равно предчувствием грядущей катастрофы (как это и произошло в начале IV в.).

Поэтому нет ничего удивительного в том, что господствующее место в общественном сознании второй половины III в. заняли антисоциальные и пессимистические настроения, чем и определяются характерные особенности поэтического творчества того времени. Главным явлением литературной жизни западноцзиньскоrо периода считается еще одно поэтическое направление, именуемое "Поэзия в стиле Тайкан" (от названия девиза правления цзиньского императора У-ди, 265-290), к которому обычно относят и творчество Чжан Хуа. Хотя подавляющее большинство членов "тайканской плеяды" были крупными политическими деятелями и царедворцами, их лирика пронизана мотивами разочарования в современном им обществе и собственной социальной активности, призывами к отшельническому

уединению, ощущением духовного одиночества, ненужности и эфемерности самого по себе человеческого бытия и страхов смерти. Все эти темы, мотивы и настроения отчетливо прослеживаются и в лирике Чжан Хуа.