Цзи Кан (223-264) 嵇康

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имени嵇康
Второе имяШу-е

Эпоха Шести династий, Период Троецарствия

 

ЦЗИ КАН (223-264)

Уроженец юго-восточного региона Китая (область Цяо на территории современной провинции Аньхой),ЦЗИ КАН (223-264) философ, поэт, музыкант и одна из ярчайших фигур духовной жизни Китая III в., идеолог и представитель знаменитого культурно-политического течения, известного как "ветер и поток" (фэн лю).

Именно с "ветром и потоком", опиравшимся на новую редакцию древней даосской философии ("учение о сокровенном", сюань сюэ), связывается разработка особого идеала личности ("великий человек", да жэнь), характеризующегося самобытностью и отрицанием любых внешних по отношению к человеку регламентаций, в первую очередь устоев общежития, проистекающих из конфуцианской этики. Этот идеал личности находит воплощение в образе "славного мужа" (мин ши), обязательными качествами и атрибутами которого были демонстративное равнодушие к материальным благам и карьерному успеху, пренебрежение своими повседневными обязанностями, отрицание надобности собственной социальной активности, рафинированность, подчеркнутая внутренняя свобода, показываемая через нарочитую экстравагантность поступков и внешнего вида. Первоочередная роль в жизненном стиле "славного мужа" отводилась творческой деятельности, ибо она полагалась в "ветре и потоке" единственно возможным способом духовного единения личности с окружающим миром и выражения его восприятия законов бытия или, в оригинальной терминологии, - "движения дао". В результате "ветер и поток" содержит в себе первую сознательную попытку конструирования поэтического видения мира, а созданная под его влиянием поэзия есть поэзия откровения, экстатического переживания человеком окружающей действительности и собственного бытия.

Непосредственным олицетворением образа "славного мужа" как раз и признается Цзи Kан совместно с несколькими его друзьями и единомышленниками, вошедшими в им же созданное литературно-духовное объединение "Семь мудрецов из бамбуковой рощи".

Однако, несмотря на свое декларативное неприятие общественного бытия, Цзи Кан в действительности принимал весьма активное участие в современных ему политических событиях. Женитьба на принцессе дома Вэй ввела его в круг местной придворной элиты, а затем он встал в открытую оппозицию дому Сыма, готовившему государственный переворот, за что и был казнен. По легенде, Цзи Кан, уже доставленный на лобное место, продолжал сохранять полное спокойствие и предавался игре на любимом им цине.

Лирика Цзи Кана открывает новую страницу в истории китайского поэтического творчества, дав образцы "глубинной философской" поэзии с органическим сочетанием логико-рассудочного и эмоционально-поэтического мировосприятия. Его стихи носят заметно более абстрактный характер, чем творения всех трех поэтов Цao, и представляют собой подобие логического повествования, идущего от некоего конкретного явления или события и строящегося на объединении единичного и целого по принципу факта и его истолкования.