Хэ Цзинмин (1483-1521) 何景明

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениХэ Цзин-мин何景明
Второе имяЧжун-мо

Династия Мин

 

Китайский поэт. Уроженец уезда Синьян. В эру правления Хунчжи (1488-1506), в год жэнь-сюй (1502), получил ученую степень цзиньши. Дослужился до должности помощника начальника провинциального управления по делам просвещения в Шэньси. Входил в "семерку ранних", среди которых признавался одним из "четырех талантливых". В творчестве своем следовал как образцу поэзии эпохи Тан, но настаивал на непременно творческом характере подражания; часто спорил об этом с Ли Мэнъяном. Современники находили в стихах Хэ Цзинмина отличавшую его от иных поэтов искренность чувств, свободную пластику, но годы почти стерли особенное, выявив то общее, что соединяло поэтов "семерки ". Не случайно в 1603 г. появилось "Собрание стихов почтенных Хэ и Ли" - к этому времени казалось уже вполне естественным общее издание при жизни так не согласных между собою Хэ Цзинмина и Ли Мэнъяна.

Источник: "Яшмовые ступени", 1989

В конце XV в. получила известность группа "Семь ранних поэтов" (Цянь ци цзы). Видя нараставшее неблагополучие в обществе, они считали необходимым возродить действенные в их понимании социальные и нравственные идеалы и сделать литературу выразителем настроений мыслящего и эмоционально богатого человека. В группе главенствовали Ли Мэнъян (1473-1530) и Хэ Цзинмин (1483-1521). Они призывали отказаться от сунской литературной традиции, которую связывали с насаждением неоконфуцианского учения, и "в изящной прозе возвратиться к стилю эпох Цинь и Хань, а в поэзии - к периоду расцвета Тан". В полемическом задоре Ли Мэнъян даже утверждал: "При Сун не было стихов". Он полагал, что следует вспомнить о древних временах, когда и в жизни, и в стиле словесного творчества люди не находились в жестких рамках закостеневшей системы правил и регламентаций. Призыв следовать положениям древнего конфуцианства, которые казались ему наиболее своевременными и необходимыми, сопровождался у него частыми напоминаниями о важности для поэта знания фольклорного песенного творчества - "истинные стихи в народной среде". Он привносил в свое творчество духовный настрой, язык и простоту народных песен, что несколько обновляло стих. В гу ти ши он брал за образец произведения эпох Хань и Вэй, а в цзинь ти ши следовал за стихами расцвета Тан, причем особенно почитал Ду Фу. У Ли Мэнъяна немало эмоциональных стихов о различных событиях и явлениях тогдашней жизни. Хэ Цзинмин видел в возвращении к древности возможность обрести некую свободу в трактовке современной проблематики и в использовании накопленных поэзией творческих принципов. Помимо лирических стихов он писал произведения, воссоздававшие эпизоды из жизни людей разного общественного положения. К эстетическим установкам и поэтической практике "Семи ранних поэтов" были близки "Четверо талантов из У" (У чжун сы цай цзы, поэты и художники из города Учэна, современный город Сучжоу провинции Цзянсу) во главе с прославленным живописцем Тан Инем (1470-1523).

Источник: Chinese Poetry on Web (ссылка недоступна)