Фу Сюань (217-278) 傅玄

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имени傅玄傅玄Fù Xuán
Второе имяСю-и休奕休奕Xiū Yì

Эпоха Шести династий, Период Троецарствия

 

ФУ СЮАНЬ (217-278)

Уроженец периферийного северо­западного региона Китая (область Ниян на территории современной провинции Ганьсу), чиновник и поэт эпохи Трех Царств.

Отпрыск скромного провинциального чиновничьего семейства, Фу Сюань, по утверждению его биографов, уже в детстве проявил незаурядные способности и яркий литературный талант. Он поступил на службу еще при Вэй, без видимых колебаний перешел на сторону нового правящего режима, при котором сделал в целом успешную официальную карьеру, занимая в том числе посты секретаря при первом министре (ши чжун), инспектора столичной области (сыли-сяовэй). Одновременно он пользовался огромным авторитетом как придворный поэт: именно ему было поручено по августейшему повелению создание нескольких циклов культовых песнопений, вошедших в репертуар официальных обрядовых практик Западной Цзинь.

Значительно больший интерес представляет его лирика частного характера, позволяющая видеть в нем одного из самых своеобразных поэтов второй половины III в. Стихи Фу Сюаня, в первую очередь тексты малых форм, производят впечатление своего рода случайных набросков, отличающихся необычными для поэзии того времени живостью повествования, легкостью отношения их автора к жизни и откровенно насмешливо-пародийными интонациями, особенно в тех случаях, когда поэт обыгрывает уже ставшие шаблонными литературные образы и сюжеты. Кроме того, Фу Сюань, подобно Цao Цao, активно использовал художественно-композиционные приемы, присущие древней авторской прозопоэзии (например, семисловный и шестисловный поэтические размеры) и народной песне.


Светская лирика Фу Сюаня производит впечатление творческих экспериментов, созданных исключительно для собственного удовольствия и основанных на художественном опыте предшествующей - песенной - традиции. Большинство его произведений (в обоих жанрах) строится на варьировании либо художественно-композиционных приемов, свойственных поэтике народной песни (юэфу миньгэ), либо отдельных образов. Используются различные - четырехсловный (по 4 иероглифа в строке), пятисловный и семисловный - поэтические размеры. Излюбленный прием Фу Сюаня - обыгрывание шаблонных литературных сюжетов, благодаря чему возникают откровенные насмешливо-пародийные интонации ("Чэ яо яо пянь"): "Едет повозка в далекие дали, как далеко ее кони умчали. / <…> / Ах, если б тенью любимого стать, чтобы повсюду за ним поспевать! / Но в затененное место зайдет, тень его сразу из глаз пропадет, / Вот и мечтает отныне жена, чтобы супруг был на солнце всегда!" ("Едет повозка в далекие дали"). Лирике Фу Сюаня свойственны также общее романтико-элегическое настроение и эскизность творческой манеры, что наиболее отчетливо проявляется в произведениях "малых" (4-8 строк) форм. По большей части это поэтические наброски, что подчеркивается частым употреблением названия "У ти" ("Без названия", "Без определенной темы"). Кроме того, этим стихотворениям нередко присущи необычная для поэзии того времени живость повествования, легкость отношения автора к жизни. Даже его рассуждения на тему бренности и быстротечности бытия могут воплощаться в своего рода частушки ("У ти"): "Ветер срывает и гонит перекати-поле, / А весенние травы теснят и болота и горы. / Сосны есть, что растут уже тысячу лет, / Ну а жизнь человека не вмещает и век!" (5-е стихотворение цикла "Без названия").

Важное место в лирике Фу Сюаня занимают произведения на тему любви, в которых повторяются ситуация разлуки и мотивы женского одиночества, например: "Мин юэ пянь" ("Песнь о ясной луне"), "Цю лань пянь" ("Песнь об осенней хризантеме"), "Си Чанъань пянь" ("Песнь о западной [столице] Чанъань"). На их фоне выделяется стихотворение "Цинь нюй сю син" ("Песня о судьбе женщины из Цинь"), в котором с неожиданной для Фу Сюаня серьезностью и болью говорится о бесконечных унижениях и оскорблениях, выпадающих на долю женщины с момента ее рождения. Она обуза для собственных родителей, требующая дополнительных семейных трат на ее содержание и приданое. Редко когда ей посчастливится выйти замуж по любви. Оказавшись в семье мужа, она обречена выносить придирки его родственников. Трагичность и безысходность произведения усиливаются реминисценциями знаменитой поэмы "Мо шан сан" ("Туты на меже") и образа ее героини Цинь Лофу - традиционного воплощения женской красоты, добродетелей и достоинства. Фу Сюань разрушает романтичность этого образа, как бы показывая подлинную судьбу "красавицы из рода Цинь".

Оды Фу Сюаня можно разделить на тематические группы, главными из которых являются: 1) произведения, посвященные сезонным празднествам и придворным церемониям и близкие по содержанию и стилистике культовым песнопениям: "Си сяо фу" ("Ода [о] счастливых небесах"), "Ян чунь фу" ("Ода [о] расцвете весны"), "Юань жи чжао хуй фу" ("Ода [об] утреннем собрании [в честь празднования] первого дня [нового года]"; 2) оды-аллегории: "Би фу" ("Ода [о] кисти [для письма]"), "Пипа фу" ("Ода [о] пипе"), "Цинь фу" ("Ода [о] цитре"), смысл которых сводится к рассуждениям об этико-воспитательных функциях художественного творчества.

Своеобразие лирики Фу Сюаня получило признание только у критиков литературы, отстаивающих художественную значимость и приоритетное положение в китайской словесности поэзии любви. В антологию "Юй тай синь юн" ("Новые напевы Нефритовой башни", цз. 2) включено 8 его произведений. В остальном творчество Фу Сюаня получило предельно низкие оценки. В трактате "Ши пинь" ("Категории стихов") Чжун Жуна он отнесен к литераторам третьей (низшей) категории. В антологии "Вэнь сюань" ("Избранные произведения изящной словесности", цз. 29) помещено всего одно его стихотворение (из цикла "Цза ши" - "Стихи о разном"). В настоящее время (с 1970-1980-х) творческое наследие Фу Сюаня, включая его теоретические сочинения, привлекает все большее внимание исследователей. Признается неординарность его художественной манеры и влияние его поэзии на дальнейшее развитие китайской лирики.