Ван Сичжи (303-361) 王羲之

В системе ПалладияКит. традицион.Кит. упрощенн.Пиньинь
Разночтения имениВан Си-чжи王羲之王羲之Wang Xizhi
Второе имяИ-шао逸少逸少Yì Shǎo

Эпоха Шести династий

 

ВАН СИЧЖИ (303 - 361)

Китайский каллиграф.

Ван Сичжи родился в Линьи провинции Шаньдун. Учился у знаменитой госпожи Вэй (Вэй Шо). Служил при дворе, дойдя до должности полководца. Его оригинальные работы не сохранились, но дошли в позднейших копиях. Был прозван "Богом каллиграфии", превратился в героя популярных рассказов. Каллиграфами стали и семь его сыновей, из которых наиболее известен младший, Ван Сянчжи, позднее их c отцом называли "Два Вана". Шитао писал:

"Как ни жаль, я не придерживаюсь методов двух Ванов, впрочем, два Вана тоже не придерживались моих методов."

Наиболее знаменитое произведение Ван Сичжи - предисловие к антологии "Стихотворения, сочиненные в Павильоне орхидей" ("Ланьтинцзи", 蘭亭集序), написанное в 353 г.

ВАН СИЧЖИ (303-361)Помимо каллиграфических достоинств, оно прославилось благодаря интересу, проявленному к нему вторым императором эпохи Тан Ли Шиминем, большим поклонником Ван Сичжи: в поисках оригинала "Ланьтинцзи" он организовал серию сыскных кампаний, которая стала основой картин, новелл и пьес.

Источник: ru.wikipedia.org

ВАН СИЧЖИ (303 - 361)

Каллиграф, литератор, теоретик художественного творчества, в частности каллиграфии. Жизнеописание Ван Сичжи содержится в официальном историографическом сочинении "Цзинь шу" ("Книга [об эпохе] Цзинь", цз. 80). Он входил в один из самых древних и могущественных северных (регионы бассейна Хуанхэ) аристократических кланов, который занял главенствующее положение в политической жизни и властных структурах южно-китайских государств после событий 311-317 гг. Дядя Ван Сичжи - Ван Дао (276-339) был соратником основателя династии Дун (Восточная) Цзинь (317-420) и ее первым канцлером. Выросший в роскоши и с детства поражавший окружающих своими способностями, Ван Сичжи был принят при дворе, неоднократно получая приглашения на высокие посты. Пик его общественной активности пришелся на молодые годы, когда он получил должность командующего правым крылом армии (юцзюнь цзянцзюнь). Впоследствии служебной карьере он предпочел творческие занятия. Местом его проживания стал уезд Гуйцзи (современный Шаосин провинции Чжэцзян), который он формально (в должности губернатора-нэйши) возглавлял. Самое замечательное в биографии Ван Сичжи - это его дружба с Се Анем (320-385), будущим прославленным полководцем и представителем тоже могущественного, но южного по происхождению аристократического клана. Друзья создали в имении Се Аня подобие философско-поэтического салона, куда стекались многие известные литераторы и деятели культуры того времени, в т. ч. представители тематического направления Сюань янь ши: Юй Чань, Сюй Сюнь, Сунь Чо, монах Чжи Даолинь, художник Гу Кайчжи.

Главной сферой творческой деятельности Ван Сичжи была каллиграфия - и теоретические и практические ее аспекты. С его именем связывается дальнейшая разработка и утверждение в каллиграфической практике обоих опорных ее стилей (почерков) - лишу, "уставное письмо" (образцовый почерк) и цаошу, "травяное письмо", т. е. скорописи, в которой черты иероглифа напоминают спутанные стебли травы. Этот почерк, давший впоследствии несколько отдельных направлений, всегда особо ценился мастерами и ценителями каллиграфии, считавшими, что он в наибольшей мере передает дух (ци) художника и спонтанность творческого акта. Традиция называет Ван Сичжи непоколебимым сторонником "естественности" каллиграфии и всего художественного творчества как воплощения природных закономерностей и принципов. Говорят, что с целью разработки этих стилей он лично наблюдал за поведением и повадками животных и птиц.

Важнейшее общетеоретическое сочинении Ван Сичжи - эссе "Сань юэ сань жи Лань-тин ши сюй" ("Предисловие к стихам, [написанным в] Павильоне орхидей [во время Праздника] 3-го дня 3-го месяца"). Оно задумано как преамбула к составленным им же (из стихотворных экспромтов его родственников и друзей) антологии "Ланьтинцзи" - "Стихи Павильона орхидей". Кроме того, Ван Сичжи принадлежит ряд трактатов о технике каллиграфии и письменных принадлежностях, в частности трактат "Би цзин" ("Канон кистей [для письма]", "Основное о кисти"). В нем перечисляются различные виды кистей для письма (би) начиная с эпохи Хань, дается описание их конструктивных особенностей и способов применения. Значительную часть творческого наследия Ван Си-чжи составляют прозаические произведения различных литературных жанров, и прежде всего эпистолы (письма к друзьям).

Собственно поэзия была для Ван Сичжи явно факультативным занятием. Сохранилось всего 3 его стихотворения: поэтическое послание "Да Сюй Сюнь ши" ("Отвечаю Сюй Сюню") и "Ланьтин ши эр шоу" ("Два стихотворения [из] "Павильона орхидей") - экспромты в честь организованного им Праздника 3-го дня 3-го месяца. Его ода "Юн би фу" ("Ода [о] способах употребления кисти [для письма]") - это поэтическая вариация трактата "Би цзин".

Источник: ABIRus.ru